Прусский учитель победил в битве при Садовой, а советский - во Второй мировой войне. Недавно отпразднованный День учителя - праздник хоть и ведомственный, но в то же время и всенародно любимый. И всё-таки недооценённый.
То есть заслуги учительского сословия в этот день восхваляют, педагоги получают поздравления и накрывают в учительских (а то и директорских кабинетах) столы... Но как-то это всё на уровне частной жизни. А ведь советский учитель оказался фактором не просто социо-культурным, но и стратегическим.
Почти все читали книжку Льва Кассиля о быте и нравах российской гимназии, но далеко все помнят, что в Первую мировую войну только Россия вступила страной, не имеющей системы всеобщего хотя бы начального образования.
Это, кстати, боком вышло русской армии… Погибших в первые месяцы войны офицеров заменить было некем просто потому, что катастрофически не хватало образованных (а не просто умеющих читать и писать) людей. Если из полуграмотного, но смышлёного сельского парня ещё можно было по-быстрому выучить на пехотного унтер-офицера или даже ротного командира, то вот артиллериста - увы... в этой отрасли военного дела требуется уже знание тригонометрии.
Нехватка образованных военных сыграла и против белой армии в Гражданской войне. Вот в самом деле - в ноябре 1918 года закончилась мировая война; а в России белые воюют с красными примерно на равных, но у красных больше ресурсов и организации.
И что в таком случае делать нашим бывшим союзникам? Вроде бы ответ очевиден: обеспечить белых теми военными средствами, которые в Европе уже не нужны. А ведь это сотни танков и самолетов, которые через несколько лет всё равно безнадежно устареют и сгодятся только для музеев.
Так отчего бы их не отправить в кредит Колчаку-Деникину-Врангелю-Юденичу, чтоб те с «красной заразой покончили»…
И только не надо ссылаться на международную пролетарскую солидарность и большевистскую пропаганду, разложившую войска интервентов. Конечно, солдаты Антанты, отсидевшие в окопах четыре года, воевать не рвались и охотно бунтовали; но ведь несколько сотен добровольцев-авантюристов-наёмников для экипажей танков и самолетов в Англии-Франции-Италии набрать было можно? Можно. И набирали.
Только, - вот закавыка-то, - танки и самолеты надобно не только уметь водить, но ещё и обслуживать. А с этим даже и в «белой России» были столь существенные проблемы, что дальше поставок Деникину и Врангелю нескольких десятков танков дело не пошло, их просто некому было ремонтировать. Так и остались английские «ромбы» трофеями красной конницы...
Однако проблемы проигравших белых унаследовали и победившие красные. Катастрофически упавший за 1917-1920 годы образовательный уровень населения (эмиграция тут особенно сказалась) ставила перед большевиками те же вопросы: как и с кем работать, и чьими руками, если что, воевать…
И большевики, - отдадим им должное, - с этой проблемой справились. Хотя и не сразу. Когда смотришь сегодня учебники для рабфаков 1920-х годов, то порой диву даёшься - в них объясняется, как надо пользоваться уголковой линейкой и транспортиром (!). А уж педагогические эксперименты 1920-х годов, это вообще песня отдельная...
И, тем не менее, факт остается фактом: к началу 1940-х в СССР уже достаточно технически грамотных (и идейно мотивированных) людей, чтобы остановить германскую военную машину, запустив свою собственную.
Когда-то Отто фон Бисмарк сказал, что битву при Садовой в 1866 году выиграл прусский школьный учитель. И Бисмарк был прав. Прусские гимназии (в отличие от германских университетов) действительно выпускали не «сумрачных гениев», а грамотных рабочих и дисциплинированных солдат. За это, кстати, прусскую гимназию и взяли за образец еще в царской России; только вот не для всех оказался этот образец, очень не для всех. Не стали воспетые Львом Кассилем дореволюционные учителя тем стратегическим ресурсом, который позволил бы России совладать с Германией в 1914-1916...
А вот советские учителя - стали. И если прусский школьный учитель подготовил победу при Садовой, то советский обеспечил флаг над Рейхстагом.
http://narpolit.com/layer/strategicheskaya_pedagogika_18-26-49.htm