Оригинал взят у
marss2 в
Игры в социальный статус. На конференции 2009 года, посвященной расстройствам пищевого поведения, одна из ведущих специалистов по расстройствам пищевого поведения, посвятившая много лет изучению анорексии и булимии, Margery T. Gans выступала с докладом [1], посвященным возникновению в современном обществе «Худого идеала женщины». Основная ее идея состояла в следующем.
Речь в первую очередь о социальном статусе - причем МУЖСКОМ социальном статусе. «Идеал худобы» западного мира берет свои корни из идеи, что женщина - это собственность и символ статуса мужчины.
В 17-м веке мягкая, округлая, пухленькая женщина была идеалом, потому что лишь богатые женщины могли позволить себе продукты из муки и масла, а также сидячий образ жизни, что позволяло им иметь все те формы, которые воспевал Рубенсом. А также белую кожу, как символ возможности не работать на полях под палящим солнцем - загар также считался признаком низкого социального статуса. Если нужна машина времени освежить историю - можно почитать о нравах современной Мавритании и насильственном раскармливании женщин [2].
В середине 19 века происходит Индустриальная Революция - ручного труда и людей, занятых им становится заметно меньше, появляется и крепнет средний класс и тогда для мужчин становится престижным иметь в женах женщин, чья внешность демонстрирует - она слишком слаба, чтобы работать, я один могу содержат семью. Это было очень статусно иметь в женах женщину, которая маленькая, худенькая, порхает по дому словно хрупкая птаха, которая не только не вносит вклад в общий бюджет - а просто физически не может, даже если бы захотела. И конечно же это прямое противоречие женскому предназначению, в аспекте задуманного эволюцией: крепкая, здоровая, сильная, высокая, способная зачать, выносить, родить и выкормить многочисленное потомство.
В двадцать первом веке, тело все еще социальный маркер - богатые женщины могут позволить себе дорогую качественную еду (а не фастфуд) и имеют свободное время для сна, персонального тренера, косметолога, походы в солярии и поездки в южные страны в разгар зимы. Но идея «идеального тела» осталась та же - это про социальный статус. Это не имеет отношение к фертильности (скорее наоборот), к здоровью, к предпочтениям большинства - ну только если считать предпочтениями принадлежность к более высокому социальному уровню.
Хочется добавить, что особенная печаль в том, что женское освобождение от зависимой роли, борьба за равноправие и получение "мужских" привилегий опять ведется и на телесном фронте - образ мощной, мышечной (маскулинная от слова muscle - мышцы) женщины, которая "впахивает" в зале, работая не покладая штанги над своим телом, которая сделала себя сама (сама построила свое дело - сам себе Демиург) становится поводом для унижения "жирных" и "худых" - всех тех, кто опять не подходит под идеал времени.
[1] Gans, Margery. “What`s It All About? Attending to the Meaning of Eating Disorder.” Paper presented at the Collaborative Ways to Address Disordered Eating on Campus: It Takes a Village conference. Cambridge, MA, April 17-18, 2009.
[2]
https://www.facebook.com/intueat/photos/pb.1553082868256208.-2207520000.1452246110./1622574711307023/ https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1747542175474029&set=a.1646388032256111.1073741828.100006547908451&type=3&theater