Окончание интервью с Сашуром Калашяном.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Идея памятника была не столько в мемориализации Трагедии, сколько в создании регионального научно-исследовательского и учебно-образовательного центра по изучению стихийных катастроф и выработке приемов защиты от них. По примеру Японии мы планировали помимо выставочных мероприятий, организовать в нем классы по обучению всех возрастных групп населения правилам поведения и методам эффективной защиты от стихийных бедствий. Архитектура памятника опять же проникнута эмоционально- ассоциативным настроем. И для усиления восприятия этого настроя мною был сочинен и приложен к проекту поэтический диалог между дедом, пережившим катастрофу и внуком, не знающим о ней ничего. Вот его текст:
«Песнь Скорби и Ода Воскрешения».
- Дедушка, милый, вон там, на виду, почему сломали громаду-плиту?!- Родной мой внучок, та громада-плита не поломана вовсе. И не завал, не руина она. Та рана сквозная и острый в ней клин, как память о душах безвинно ушедших, а также урок и бесспорно укор нам всем уцелевшим. Молельня она, и крест, и алтарь, и символ Троицы нашей Святой. Порывом ветра разбуженный звон, Храм во спасенье затерянных душ и, в конце концов,
гибнущего града к милосердию зов.
Красив был Гюмри, в безмятежном покое, приветлив, весел, в искусстве горазд, с ликом приглядным старинных домов, с любовью к обрядам, к церквям и звонницам, к зурне и к дудуку…
отнюдь не готовый к грядущему року.
Но день тот настал, туманный и мрачный, и скрыт пеленою был весь небосвод. Вдруг недра нежданно вздулись, напряглись, качнулись чуть-чуть и с мощью огромной и злой сотрясались. Ревом вознесся ужасающий гром. Потом воцарилось глухое молчанье, под облаком пыли затишье на миг. Потом разнесся стон приглушенный, вопли раздались и справа, и слева, из разных углов, из-под руин и завалов домов. Потом вереница протянутых рук. Соседа, страны, народов Земли. Потом времянки, избы, палатки. Потом костры и свеч огоньки в кошмарной ночи. Потом унынье, стон отчаяния, а дальше падение, падение все вниз…
Все словно во сне…
Но время пройдет и годы пройдут. Сквозь поколенья в поту и в труде воспрянет Гюмри вновь ото сна, быть может, с иной, отличной средой. Но чтоб не забыть и вновь не споткнуться об камень опять, внизу, под осколком громады-плиты, музей размещен. Сквозь своды его уж смотрят на нас сотни и сотни печальных глаз, канувших в тот раз. Там мы с досадою, с болью в душе, будем друг друга порой вопрошать: как же тогда мы утратили бденье, пред очень знакомой,
коварной и грозной Стихией Земной?!..
Так ручку подай, мой милый внучок. И шагнем вперед. По черному шраму вдоль лезвия клина, сойдем мы в плиту. Взор наш подымем, устремим его ввысь, обратим его к Богу и к ангелам всем. Затем, овеянные певческим хором, завернем направо. Под звоном, рожденным волнением ветра пред памятной стенкой возложим венки, священные свечи зажжем, и с глубин души, самозабвенно молитвы направим
Господу Богу
Во имя Спасенья Творенья Его.
Благодарю Вас за интервью, Сашур Грайрович. Примите наши пожелания здоровья и любимой работы. И дай Бог, чтобы Мемориал жертвам землетрясения всё же был возведен.
Беседовала Мошенская Наталия (с).
Специально для Интернет сообщества армян www.HayLife.ru (с)