Дом-Музей Никола Думана

May 03, 2012 19:26

В конце лета 2008 была я в Нагорном Карабахе в городе Сепанакерте - друзей своих, как водится, изводила: поехали туда, а теперь сюда, завтра в Тигранакерт, и еще на Кирс (гора такая, высокая) надо сбегать. В общем, все как обычно, приглашают меня в первый раз в гости так: "приезжай к нам, край наш покажем". Во второй раз уже так: "ну, будешь у нас в краях, заходи". В третий уже не приглашают, но нервно ожидают набега.

Ну, вот я и решила сжалиться и дать друзьям выходной. Они, правда, думали, что я буду с их мамами долму крутить и кофе пить, но я сказала, что возьму такси и поеду в дом-музей Никола Думана.
- Куда?
- В дом-музей Никола Думана.
- Кого?
- ..... вашего народного героя, фидаина, участника национально-освободительного движения 19-20 веков, соратника Андраника, Дро и прочих достойных мужей.
- ....????
- ээээ, други, стыдитесь!
- Он Степанакертский?
- Не совсем, он из села Гшлак, что километрах в 20 от Степанакерта.
- И ты прям так поедешь?
- Ну, в ваших краях вряд ли можно поехать "прям", чаще все же через горы и кривыми дорожками.
- И такси туда ходят?
- Ездят.
- .......эээ, ну как-то это того, одна...
- Ребят, ну я же не Баку иду одна брать, а всего лишь в музей поеду. Тут близко. К тому же я с таксистом.
- Ну ладно. Потом расскажешь.


Рассказываю (местами тыря материалы из Википедии).

Никол Думан, как водится у большинства армянских героев, никакой не Никол Думан, а Никогайос Тер-Ованисян. Как и почему он получил такое прозвище - Никол Думан, я расскажу ниже - это вполне себе романтическая история.

А сначала скажу за основное:
родился этот замечательный человек давно, аж 12 января 1867 года. Родовое село, как я уже упоминала выше, зовется Гшлак (это азербайджанское наименование, армянское же Цахкашат) и располагается в Аскеранском районе Нагорно-Карабахской Республики (а в те стародавние времена, месторасположение этого села было Шушинский уезд Елизаветпольской губернии Российской Империи).

Родился Никогайос в семье священника, и, как ни странно, закончил епархиальную школу, после чего сам преподавал в школах, причем, преимущественно, Северного Кавказа. А вот в 1891 году он переезжает в Тавриз, где поступает учителем и одновременно казначеем кружка армянских национальных деятелей. И с этого момента, надо полагать, сын священника уступает натуре, жаждующей не смирения, но напротив, бунта против несправедливости. А несправедливости по отношению к армянскому народу в те годы было очень много. Например, жуткая резня армян в Турции в 1894-1896 годах, в ходе которой Никол и посвящает себя национальному движению и организации самообороны.

В 1895 году Никол перешел в город Ван (находится на территории Турции) с отрядом в 10 человек. Там Никол вместе с товарищами был осажден в доме состоявшими на службе султана курдскими всадниками (из конницы Хамидие). Хотя курды подожгли дом, Николу удалось вырваться под прикрытием дыма. Отстреливаясь, он ушёл в горы, где убил двух курдских беков. Восхищенные его отвагой, курды прозвали его «Думан» («Дым») и тут же сложили о нем песни (у курдов это обычное дело).
В Ване Никол был арестован, но вскоре освобожден.

В 1897 году Никол Думан является инициатором Ханасорского похода 1897 года (крупная экспедиция против курдского командира на турецкой службе Шариф-бека и его племени); сам он принял в этом походе участие в качестве командира отряда.

После этого возвращается в Россию (в Тифлис). В ходе Сасунского восстания 1904 года пытается пробраться со своими людьми в Сасун, но эта попытка не удается.

В начале резни армян татарами (имеются ввиду нынешние азербайджанцы) в феврале 1905 года отправляется в Баку, где организовывает самооборону и уже 7 февраля успешно вступает в бой с погромщиками. После чего был назначен главой самообороны в Эриваньской губернии.

После Младотурецкой революции 1908 года в Турции вел работу в Ване, Эрзеруме и Трапезунде. Принимал участие в иранской революции, руководя дашнаками при обороне Тавриза.
Но не только жизнь и борьба заслуживают восхищения этим человеком, но и смерть. В 1914 году Никол заболел туберкулезом и направился для лечения в Кисловодск. Там с началом Первой мировой войны, переживая, что не может принять участия в начавшемся добровольческом движении - застрелился (вечером 23 сентября 1914 года). Был похоронен в Тифлисе, в армянской церкви Ходживанк, рядом с могилой одного из основателей партии Дашнакцутюн Симона Заварьяна. Пантеон с могилами даншаков был разрушен правительством Грузинской ССР в 1930-е годы (у большевиков это обычное дело).

Село, откуда родом Никол и где находится его дом-музей, не очень многолюдно сегодня. Домики стоят довольно плотно друг к другу, а земля похожа на скомканное одеяло. То вверх, то вниз, то провал, то подъем. Как таксист по нему передвигался не понятно - впрочем, я уже давно не задаюсь вопросом "как" относительно умения армянских водителей преодолевать местный ландшафт. Как-то.

Да, надо еще заметить, что по дороге у нас почти случилось ДТП. Мы с таксистом никак не могли разойтись с огромным стадом баранов. Не то чтобы мы сами вели себя как бараны, не желая уступить, отнюдь! Мы были бы рады уступить, но уступать было некуда. Оставалось только ждать, пока бараны уйдут. Но бараны не уходили. Они грозно блеяли в наш адрес, обкладывая нас не только ругательствами, но и сами понимаете чем. Пастуха, надо сказать, очень забавляла эта картина, потому, что он сидел на пригорке, курил, ухмылялся и даже не собирался увещевать своих баранов, чтоб они быстрее ушли. Таксист отчаянно гудел на стадо, потому что сказать он стаду ничего не мог ввиду моего близкого расположения, хорошего слуха и женского пола. Я смеялась и, вытянув в окно руку, хватала баранов за рога. Бараны ругались еще больше, но двигались значительно быстрее. Наконец бараны рассосались, успев собрать пробку по обе стороны дороги. Чем мы с таксистом тут же и начали пользоваться. Дело в том, что водитель, так же как и мои друзья, понятия не имел ни за Никола Думана, ни за месторасположение его музея. Мы засовывали свои головы в окна машин и просили подсказать нам где село Гшлаг. "Дальше" - был единственный конкретный ответ. И мы поехали дальше. Таксист тут же сознался с прискорбием, что так и не выучил за годы после распада СССР армянский язык, что очень мешает ему в жизни. Но я его успокоила, сказав, что со мной он не пропадет, так как я им владею...ну, то есть я умею делать вид, что я им владею...в общем, на рынке мне цену не надбавляют. После этих признаний дорогу уже спрашивала я, и мы по богатой армянской жестикуляции угадывали ответ.

Едем.




Музей мы таки нашли, но он оказался закрыт. Из соседнего дома вышла женщина и сказала, что сейчас позовет сотрудников, которые, ясное дело, пошли домой. Пока мы ждали сотрудников музея, таксист сказал, что хочет пойти вместе со мной и послушать экскурсию. Забегая вперед скажу, что денег за ожидание он с меня не взял, объяснив это тем, что если бы не я, он бы в жизни ничего этого не увидел и не узнал. Согласитесь, что такая справедливость, да еще и в доме борца за справедливость очень трогает.

Итак, дом. А чтобы вы могли больше проникнуться временем, местом и личностью, ставлю вам одну из красивейших патриотических армянских песен, распеваемых бойцами разных времен - "Арюнот дрош", что переводится как "кровавый флаг". Именно так выглядит знамя  революционной армянской партии "Дашнакцутюн".


Вход на первый этаж дома-музея. Кроватка не принадлежала Думану, она поставлена здесь для отражения эпохи. Видите дырочку на лежанке? Это древний памперс.














Хачкар, обнаруженный в селе.



Табличка с персидскими письменами, относящаяся, очевидно, к периоду Персидского владычества на территории Нагорного Карабаха. Так же найдено на территории села.




Печь. Расположена на втором этаже дома. А в печи кофейник.




Очевидно, здесь указана некая дата. Армянские френды, надеюсь, помогут распознать запись. Табличка располагается в стене.






















Обратите внимание на расположение подковы. Она на полу, а вовсе не над входной дверью, как мы привыкли видеть.




Впереди стоят мой таксист и сотрудница музея. Это территория, которая не относилась к дому семьи Никола Думана, но приобретенная для музея. Теперь там сувенирный магазин, где я купила шаль, связанную жительницами села, и которую люблю очень, а также ресторанчик и даже гостиница. Когда я спросила "зачем?", мне ответили "Чтобы люди могли отдохнуть". А вы думали? Мы, разумеется, выпили кофе. И, разумеется, бесплатно (но для вас это очевидно только в том случае, если вы хотя бы раз бывали в Армении и Карабахе).




Вот так выглядит эта постройка.




После кофе положено пить воду, что я и сделала. А таксист сфотографировал.




Вот такой он дом-музей одного из армянских героев Никола Думана.

А в Гюмри я умудрилась еще и с внуком Сероб Ахпюра познакомиться - еще одного армянского героя, о чем рассказала вот тут.

Арцах, Люди, фотографии, путешествия, Армения

Previous post Next post
Up