Израиль, Ашдод, угол Гоголя и Льва Толстого.

Oct 09, 2010 12:11

По данным Центрального Статистического бюро население Израиля составляет
7 миллионов 640 тысяч человек.
Из них:
5 миллионов 767 тысяч - евреев.
1 миллион 559 тысяч - арабов, включая: 1 миллион 50 тысяч - мусульман, 259 тысяч - друзов и 250 тысяч арабов - христиан.
и 315 тысяч - "других"

Об этих "других" и пойдёт речь. Статистическое бюро определяет эту группу, как "лиц, не заявивших о своей принадлежности к той или иной национальной или религиозной общине, включающей в себя в основном не арабских христиан"




Каждый живущий в Израиле знает, что под "другими" подразумеваются русские, украинцы и белорусы (реже - румыны или аргентинцы) приехавшие в Израиль, как правило, вслед за еврейскими родственниками.

Основной закон, регулирующий иммиграцию в страну, так называемый "Закон о возвращении" гласит, что каждый еврей, полуеврей и даже имеющий еврейских дедушку или бабушку  имеет право на получение израильского гражданства.

Закон был принят в 1948 - ом году, и должен был обеспечить право на иммиграцию в Израиль для каждого, кто подвергался или мог подвергаться преследованиям нацистов. (В Германии 1933 - 1945 годов могли, согласно "положению о чистоте немецкой нации" сжечь в печке и еврея на четверть, дальше 25% не копали).

С конца сороковых и до начала семидесятых практического смысла все эти тонкости не имели, Израиль был бедным, находящимся на осадном положении, государством. Неевреев, стремящихся здесь жить попросту не было.




За последние 40 лет  в том, что касается экономики,  произошли существенные изменения, и в страну с европейским уровнем жизни (по уровню доходов на душу населения мы опережаем Португалию, Чехию или Грецию, и совсем чуть-чуть недотягиваем до Италии и Франции) хотят попасть многие, вне зависимости от национальности и религии.

Конечно, еврейского дедушку надо как-то доказать, и сейчас к этому подходят довольно строго, но в лихие девяностые, когда в страну въезжало по 150 -200 тысяч человек, на документы смотрели сквозь пальцы . Вот и живут под жарким средиземноморским солнцем израильтяне - Степан Сидоренко и Егор Пахомов.

И как живут? Совсем даже неплохо. Вряд ли существует профессиональная и социальная статистика общины "славяноизраильтян", но у меня, врача, по долгу службы общающегося с тысячами людей,  впечатление складывается следующее:

Большой процент русских и украинцев работает по "ручному", требующему навыков и мастерства, делу. Если в Израиле Вам нужен краснодеревщик, мастер по гипсу, просто хороший столяр или техник по кондиционером - вероятнее, что его будут звать Николай или Василий, а не Хаим и даже не Мухаммед.

Очень много "славянского элемента" в армии и полиции. Двенадцать лет в качестве батальонного врача я проходил по 28 дней в году военные сборы. Бывал в десятках боевых частей и подразделений, и каждый раз шофёром моей "скорой" оказывался очередной голубоглазый парниша с льняной чёлкой. В половине случаев его звали Геннадий. Вообщё, шофёр хаммера, бронетранспортёра или грузовика - почти исключительно русская специальность в израильской армии.

Никогда не забуду ночную экскурсию в гробницу праотцев в Хевроне (меарат а-махпела, место захоронения Авраама, Исаака и Яакова). Её организовал нам командир полицейского подразделения, отвечающего за охрану объекта, некто - Павло. Объяснял он диспозицию просто и без излишней политкорректности: "От это зало - для чуркiв, а от это - для жидiв..." Там и действительно две отдельные молельни - для мусульман и для евреев.

Сравнительно мало этнических славян в банковском деле, в бирже и адвокатуре. В медицине - полно. У меня в поликлинике, помимо двух еврейских медсестёр есть и медбрат по имени Иван. Слава Богу, мало "нееврейских русских" и среди деклассированных получателей социальных пособий.

Политически, русский израильтянин настроен обычно право, не любит арабов, социалистов и религиозных евреев. Сам - религиозно инертен. Многие, правда, с ленцой ходят на Пасху и Рождество в церкви. Некоторые, особенно молодёжь, носят кресты на груди, но это больше, чтобы показать своё "я" и отделиться от общей толпы. Настоящая православная религиозность или даже осознанная традиция встречается редко.

Лет пятнадцать назад в моде было принимать гиюр. Всё ж таки - советские люди, с детства заучено, что нужно быть "как все". Раз приехал в еврейскую страну, стало быть, давай обрезайся...

Сейчас это комсомольское направление мыслей по счастию ушло. На уровне здравого смысла всем понятно, что можно быть достойным гражданином и даже патриотом Израиля и с крайней плотью в штанах и даже с крестом на груди.

Официальная идеология несколько запаздывает, и деятели почти на всех флангах политического спектра всё еще говорят уныло о "необходимости приобщения этой важной и достойной общины к еврейским ценностям". В армии поняли ситуацию раньше, с 1996-го присягу на верность ЦАХАЛ можно принимать и на Новом завете.

Русские и украинцы редко уезжают из Ираиля. "За несбыточным счастьем гоняться по свету" - скорее, еврейская черта.

Община, вернее, общины "других"  в Израиле несомненно будут расширятся. И потому, что с каждой волной еврейской иммиграции (будь то Франция, Эфиопия или США) попадают в страну сотни и тысячи неевреев. И потому, что ждут натурализации десятки тысяч иностранных рабочих - филиппинцев , таиландцев, румын, выходцев из Чёрной Африки.

Понятно, что Израиль был, есть и будет национальным домом еврейского народа. 
 Понятно и то, что он уже сейчас является многонациональным государством, и тенденция эта будет расти.    



сионизм, Израиль

Previous post Next post
Up