Герой Советского Союза Николай Козлов: Иду на таран!

Apr 02, 2012 20:21

Жизнь летчика на войне - очень короткая. Частенько бывало, что молодые пилоты проводили всего несколько воздушных боев и погибали. Выживали настоящие профессионалы, асы, которых отличало не только мужество и самопожертвование, но хитрость и осторожность. Вот как раз всеми этими качествами и обладал один из самых известных советских истребителей за годы Великой Отечественной войны Николай Козлов, который долгое время жил и работал в поселке Заря Балашихинского района.

Помимо всего нашему герою попросту везло. Он дважды шел на таран, и каждый раз оставался жив. Дважды был ранен, но неизменно возвращался в строй. Совершил 620 боевых вылетов, самый первый - в 1941 году, а последний - в 1945. Начинал войну командиром звена, а закончил - командиром полка, подполковником.

Родился Николай Козлов 30 апреля 1917 года в деревне Красково Псковской губернии. Его первое знакомство с авиацией произошло в 1926 году, когда пастухом увидел над лугом, где пас скот, самолет. Как вспоминал будущий генерал, это его тогда здорово напугало. Но уже на следующий год семья Козловых переехала в Ленинград и для Николая аэропланы стали привычным явлением.

Как и многие советские летчики, Козлов пришел в авиацию от рабочего станка. После окончания 7 классов средней школы, Николай поступил в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе №1, и с 1934 года работал слесарем - инструментальщиком. Работу совмещал с учебой на рабфаке при Электромеханическом институте.

Авиация тогда только завоевывала мир. В Советском Союзе в 30-е годы она развивалась поистине революционными шагами. Летчики были настоящими героями - Чкалов, Байдуков, Леваневский стали почти богами. Вот почему для многих молодых людей, особенно из глубинки, авиация была чудом. И они очень хотели сами творить чудеса в воздухе.

Закончив в 1937 году Ленинградский аэроклуб, Козлов поступил в Чугуевское авиационное училище, которое успешно закончил. После этого Николай был направлен на высшие курсы боевого применения ВВС.  Обучение вели инструкторы, имевшие богатый опыт боев в Испании. Козлов очень многому научился, и это позволило ему вступить в войну с Германией уже подготовленным бойцом. Достаточно сказать, что за два года обучения в Чугуевском училище его самостоятельный налет на И-16 составил лишь 25 часов. А за 4 месяца обучения на курсах Николай налетал на истребителях более 140 часов!

Профессия - сбивать «юнкерсы»

С немцами впервые наш герой столкнулся еще в мае 1941 года, то есть за месяц до начала войны. Тогда он служил заместителем командира эскадрильи в 162-м истребительном авиаполку в Западном особом военном округе. Налеты немецких воздушных разведчиков стали нормой. Они обследовали приграничные аэродромы, не особенно скрывая своих намерений.

В один из майских дней 1941 года над Оршей внезапно появился немецкий гражданский «Дуглас». Он облетел аэродром, затем покружился над военным городком. В воздух тут же поднялись три советских истребителя, в том числе и самолет старшего лейтенанта Козлова. Они зажали нарушителя в клещи и заставили его приземлиться в Орше. Правда, вскоре пришел приказ «Дуглас» отпустить - немцы тогда врагами еще не были.

Козлову, как и всем летчикам, прикрывавшим западную границу, тяжело далось начало войны. Ведь советская авиация, гордость и надежда нашей армии, понесла ощутимые потери. На Николая посыпались испытания. 22 июня 1941 года в 5 часов утра он был поднят по тревоге. Наспех простился с женой и маленькой дочкой, думая, что скоро вновь их увидит. Но встретиться им довелось лишь через четыре года - эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась его семья, расстреляли с воздуха немецкие самолеты. Жена потеряла руку, а дочь была тяжело ранена. Им пришлось остаться в оккупации. Но Николай тогда этого не знал.

Война жестоко прошлась по его родным и близким. Отец Николая, Александр Спиридонович, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, в период блокады Ленинграда вступил в народное ополчение и погиб при налете вражеской авиации. А мать Николая вынесла все ужасы 900-дневной блокады и была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Уже 23 июня 1941 года Козлов провел свой первый воздушный бой. Около 4 часов утра его звену поручили «встретить» группу немецким самолетов Bf.110. Сражение развернулось прямо над аэродромом и завершилось победой советских истребителей. А Николай тогда открыл счет, точно поразив один из самолетов противника.

Но впереди было отступление. Самолеты пришлось жечь прямо на аэродроме в Барановичах, так как подняться с него не было никакой возможности - постарались немецкие бомбардировщики, сбросившие на него десятки бомб. По шоссе Брест - Бобруйск истребительный полк Козлова сумел пробиться в тыл. Причем, машины пришлось отбирать у пехоты, дабы сохранить ценные летные кадры.

Тогда Николай смог на личном примере убедиться, что чувствуют те, кого атакуют с воздуха. Длинную колонну войск и беженцев бомбила восьмерка «юнкерсов». На его глазах гибли мирные жители, и он тогда дал себе зарок мстить - за родную семью, за убитую женщину на Брестском шоссе, за разоренную Родину. Вот почему он так ненавидел именно бомбардировщики противника. Из 23 сбитых им самолетов двадцать были бомбардировщиками.

Авиаполк «вышел» к своим. В начале июля он прибыл в Курск, где предстояло переучивание на МиГ-3. Тем временем враг все ближе и ближе подходил к столице. 20 августа наш герой снова был на фронте. Его полк, вошедший в состав ВВС Брянского фронта, вылетел в район боевых действий.

Напряжение нарастало. Наши летчики делали невозможное возможным, на равных сражаясь с превосходящим противником. Так, 24 августа Козлов в паре с ведомым вылетел на разведку аэродрома в Сеще (Брянская область). Николай хорошо знал этот объект еще до войны, и прекрасно изучил все подходы к нему.  Поэтому появление советских истребителей на малой высоте было для немцев неожиданностью. Разведдонесение Козлов передал по радио. В итоге на аэродроме было уничтожено до 15 немецких самолетов.

Этот день стал для Николая одним из самых памятных за годы войны. Его МиГ-3 был подготовлен к повторному вылету. Вскоре он вылетел на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка наших войск.

Козлов взлетел один. Примерно в 30 - 40 км. от Брянска он обнаружил в воздухе группу из шести Ju.88 под прикрытием трех истребителей. Несмотря на то, что он был один против девяти, Николай решил атаковать и сражу же сбил ведущего группы. Выполнив разворот, Козлов сверху атаковал другой бомбардировщик и зажег его. Но тут же на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашел в хвост, Николай схитрил - выпустил щитки, и скорость его машины резко упала. Но «Мессер» сбить не удалось - на МиГе отказало оружие. И тут Николай заметил, что один Ju.88 продолжает следовать прежним курсом на высоте 3000 - 4000 метров. Не имея возможности поразить его огнем бортового оружия, Козлов подойдя снизу к его хвостовому оперению, врезался в хвостовую часть «Юнкерса». Тот начал разрушаться и вскоре упал на землю. Козлов от удара на короткое время потерял сознание, а когда очнулся, то его МиГ шел со снижением и горел. Николаю удалось покинуть самолет. Он получил серьезные ранения: у него была перебита левая нога, а при приземлении на разодранном парашюте он повредил еще и правую.

Этот бой проходил в районе штаба Брянского фронта. Его командующий, генерал-лейтенант Еременко в течение двадцати минут наблюдал за воздушным «триллером», и решил отметить мужество советского летчика. Николай Козлов 26 августа 1941 года был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени не его боевом счету было 9 сбитых самолетов. Но награждение так и не состоялось - войска Брянского фронта попали в тяжелое положение, и стало не до наград...

После выздоровления Николая назначили заместителем командира эскадрильи в 439-й истребительный авиаполк 144-й авиационной дивизии ПВО. А уже в марте 1942 года полк вошёл в состав 102-й авиадивизии ПВО и перелетел на аэродром Бекетовка, под Сталинградом.



Очередной случай отличиться, представился Козлову 25 мая. Он находился на боевом дежурстве и на высоте встретил немецкий самолет, очень похожий на Ju.88, но имевший большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непривычную серо-желтую окраску. Козлов атаковал сверху разведчик и короткой очередью убил воздушного стрелка. Но, выйдя во вторую атаку, он заметил, что оружие не работает. Тогда Николай подошел на своем МиГе под хвостовое оперение противника и совершил таран. Немецкий самолет рухнул на землю. А Козлов сумел посадить свой полуразрушенный МиГ.

Сталинградский герой

Вскоре Николай получил повышение по службе. Его назначили командиром 3-й эскадрильи 788-го истребительного авиаполка. А уже 4 июля 1942 года Козлов отличился в воздушном сражении, которое разыгралось над станцией Абганерово. Десять летчиков его полка в течении 40 минут вели бой с 50 самолетами противника, уничтожив при этом 12. На счету Козлова - три из них.

Как одного из лучших истребителей его назначили в группу борьбы с вражескими «охотниками». А вскоре он едва не погиб от этих же самых «охотников», внезапно выскочивших из-за облаков.

Его самолет был сбит, но Козлова выручил парашют. Николай был вновь ранен и попал в госпиталь. Судьба была к нему благосклонна. Подумайте сами - 22-23 августа раненых стали эвакуировать из Сталинграда в Камышин. Но Николай решил  воспользоваться моментом и сбежать. И как оказалось - правильно сделал. Прорвавшись к реке севернее Сталинграда, немецкие танки в упор расстреляли суда с ранеными. Спастись удалось немногим.

В сентябре 1942 года Козлов был назначен командиром 3-й эскадрильи 910-го истребительного авиаполка Особого назначения ПВО, принимавшего участие в боях под Сталинградом. В воздушных сражениях Сталинградской битвы Николай сбил 7 самолётов противника. А всего к тому времени на его счету было 495 боевых вылетов и 101 воздушный бой, 12 личных и 5 групповых побед. Учитывая это, 14 февраля 1943 года капитану Н.А. Козлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

К 1943 году Козлов был одним из самых заслуженных советских летчиков. Он прекрасно знал тактику ведения воздушных боев. Поэтому командование и доверяло летчику. В сентябре 1943 года его назначили командиром 907-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО. Его пилоты отличились во время освобождения Белоруссии. В ночь с 5 на 6 июля 1944 при отражении удара немецких бомбардировщиков по железнодорожному узлу Минск, летчики 907-го полка без помощи зениток и прожекторов сбили сразу 12 «юнкерсов». За этот успех командир полка подполковник Н. А. Козлов был награжден орденом Александра Невского.

Завершил свой боевой путь прославленный летчик в Берлине. К концу войны он совершил 630 боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, уничтожил 18 самолетов лично и 5 в составе группы, в том числе 2 - тараном.

После войны Козлов продолжил службу в армии. В 1948 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков. А уже в январе 1950 года становится командиром 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Всего за годы летной практики он освоил более 15 типов самолетов. Последними были МиГ-21 и МиГ-25.



В 1954 году Козлов окончил Академию Генштаба. Командовал истребительным авиакорпусом, затем являлся первым заместителем командующего 52-й воздушной армии ПВО. С 1962 по 1965 годы был представителем Штаба ОВС Варшавского договора по ПВО и ВВС в Болгарии. С 1966 по 1976 год генерал-майор авиации Козлов занимал должность первого заместителя начальника управления боевой подготовки войск ПВО. Жил и работал в поселке Заря, ныне входящего в состав городского округа Балашиха. Награждён орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Он - автор книги воспоминаний «В огне сражений».

Умер герой три года назад после долгой, продолжительной болезни. Его друзья из ветеранской организации поселка Заря постарались, чтобы церемония прощания прошла спокойно и достойно. Будем надеяться, что имя летчика-истребителя Козлова будет увековечено в поселке, которому он отдал не один десяток лет.
Previous post Next post
Up