Начну с этой книги, так как , по-моему, это уникальная книжка на сегодняшний момент. Сначала плюсы.
Книга написана действительно ведущими специалистами по РКИ. Она продумана в плане подачи материала (постепенное усложнение грамматических явлений, постепенное увеличение лексики), хороший подбор упражнений к текстам, начиная от лексических, затем грамматические, затем конструирование собственных высказываний на основе этой лексики и грамматики. Тематически правильно подобранный материал (детская тематика и то, что касается лично ребенка). Особенно ценно для меня было то, что здесь много письменных упражнений и упражнений на умение прочитать не только печатный, но и письменный текст. Много упражнений на подстановку(вписывание в книгу) слов (форм слова), обводку слов и фраз в письменном отображении, написание писем. Еще раз подчеркну, что тематика и лексика текстов упражнений очень соответствует целям общения, рассказу о себе и окружении, а сами упражнения интересные, наглядные, некоторые занимательные.
То, что вызвало сомнения, так это то, что эту книгу можно назвать игровой.
Чисто игровых заданий (кроссворды, соединить пару, найди и подпиши название картинки, собери слова из слогов...наверное, еще какие-то виды есть более игровые, я не исследовала) не очень много, но уже хорошо, что они есть! Большинство заданий, все-таки остаются заданиями (обведи, найди и обведи, вставь нужное слово,напиши по образцу, напиши письмо...). Авторы говорят, что это не совсем упражнения, так как в них нельзя сделать ошибку (под каждым упражнением есть ключи-ответы), поэтому это как-бы тестики для детей (правильно угадали или нет). Но эти ключи сразу после упражнения тоже вызвали у меня сомнения, так как, как только дети понимают, что ключи вот здесь и их просто нужно переписать, то угадывание у них заменяется просто списыванием с ключа, что не решает вобще никакой задачи грамматической или смысловой, а только задачу записи печатных букв письменными. Я бы эти ключи вынесла в конец урока, хотя бы... Грамматика дается в образцах (которые авторы называют "условиями игры"), но для меня это не является признаком игры (нет соревновательности, нет игрового интереса, который возникает от личной мотивированности ребенка. Будет ли ему интересно просто создавать что-то по образцу? Креативности не много в этом, мне кажется). Я бы назвала это все-же заданиями, хотя не претендую на правильность.
Что вызвало затруднения (минусы). Хотя авторы и говорят, что грамматику дети осваивают просто через выполнение заданий, но некоторые формулировки типа "обведи формы множественного числа" требуют разъяснений. Так же, как и таблицы глагольного времени, например. То есть, не думайте, что можно обойтись без грамматических разъяснений, хотя бы на самом простом уровне. А как это объяснять, вам придется понять самим (здесь нужно и понимание детьми частей речи, и понимание некоторых их категорий, таких как как род, число, время, вид) Только падежи, кажется, можно оставить без названий, они закрепляются значением или предлогом, с которым употребляются. То есть, определенную грамматическую работу с детьми нужно будет провести.
Формат книги и ее печать очень неудобны для ксерокопирования. Сама книжка очень удобна для работы - хорошие рисунки, отличные письменные тексты,- но из -за того, что это цветная книга и письменные тексты прорисованы немного слабее (именно для того, чтобы дети их обводили), настроить ксерокопирование так, чтобы все письменнные тексты были видны, а картинки были не ужасно-черными, довольно сложно. И формат страниц не A4, а шире. Даже сканирование нужно делать с обрезанием, так же как и касерокс.) И еще, практически с начальных кроссвордов мы нашли в них ошибки, что очень часто случается с кроссвордами -клеточки напечатаны не там, где они должны быть)
Я использовала эту книжку с детьми 8-10 лет плохоговорящих по-русски, а сейчас по ней занимается моя дочка 9-ти лет. Она может читать письменный текст, но не всегда правильно пишет русские письменные буквы, а тем более не всегда правильно знает как написать слово орфографически. Эта книга дает возможность попрактиковать именно написание самых частых и самых важных слов и фраз о себе, любимом.)))
Я так поняла, что эта книжка должна быть у каждого личной книжкой (не ксерокс или распечатки), если работать с ней в группе. Ниже выкладываю предисловие авторов к книге, содержание книги и первые два урока.
Рассказ 1.
Рассказ 2.
В кроссворде на этой странице допущена ошибка.