Жалобы биев

Jul 20, 2011 02:52

А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям.

27-го октября. Едва мы расположились на Акичкинском пикете, как к нам стали набираться киргизы. Оказалось, что близ пикета мировой съезд (топ) почетных киргиз двух округов: Копальского и Алатавского. Неприязнь киргизов того и другого округа началась с того, что джаланховские киргизы (Большой орды) имели претензию на земли между рекою Караталом и хребтом Джоном.

Здесь же мы узнали историю Тайнике Дюсетева, человека, игравшего в свое время большую роль. Еще до поступления в подданство Большой орды, последняя имела разные счеты с Средней ордой по грабежам и барантам. Когда накапливались претензии подобного рода с обеих сторон, влиятельные люди обеих орд предлагали кончить дело мировым съездом. Кажется, в начале 1840-х годов один из султанов Большой орды Рустем Абулфензов произвел несколько раз баранту и угнал много скота у пограничных волостей Средней орды. Когда дело дошло до расчетов, Рустем выразил желание договориться о вознаграждении с шестью выборными биями от пограничных киргиз Средней орды. Едва последние прибыли на назначенное место, как Рустем изменнически убил их. Спасся только один из приехавших биев, Тайнике.

Добравшись до родных аулов, Тайнике, сгорая желанием мести, кликнул клич и собрал несколько сот отчаянных головорезов, готовых исполнить все по слову своего вождя. После того он начал громить всю Большую орду и преимущественно султана Рустема, отгоняя стада и отнимая все, имеющее цену. Этот погром имел большое влияние на подчинение Большой орды России. После подчинения той части Орды, которая лежит на правом берегу Или, заилийские киргизы не подчинялись под тем предлогом, что они находятся под давлением ташкентцев, теперь же они звали русских. Послали к ним Гутковского с отрядом в 1851 году [неточность: отряд капитана Гутковского был направлен в 1850 - rus_turk]. Заилийские киргизы, состоявшие частью из недовольных и удалившихся за реку Большой орды киргиз, встретили наши войска враждебно, несмотря на просьбы о присылке отряда. Послали другой отряд, [подполковника] Карбышева. [Генерал-адъютант] Анненков, бывший на ревизии киргизских степей, предложил отправить с отрядом и желающих принять участие в экспедиции киргиз Средней орды. Тогда Тайнике отправил своих джигитов, одетых в кольчуги и вооруженных как нельзя лучше. Какое чувство испытывала Большая орда при виде джигитов Тайнике, можно судить по тому, что юсеневцы вызывались послать с Карбышевым сколько угодно джигитов, лишь бы отозвать отряд Тайнике. Удачи Тайнике избаловали его. Из лихого наездника, мстящего за кровь, он превратился в грабителя. Ему показалось выгодным тянуть свою роль и тянуть ее без конца, благодаря подкупности нашей администрации. Во время нашего пути нам много раз жаловались на грабежи и самоуправство Тайнике. Казаки в Копале говорили, что с Тайнике «нет рады, а окружной приказ всегда его находит правым».

Утром 27-го октября в одиннадцать часов мы отправились на урочище (кажется) Кара-Су. Хотя Тайнике разбил для нас юрту, но мы заехали в юрту старшего султана Копальского округа. Недалеко от нее ждали нас все съехавшиеся на топу киргизы. Это был целый полк всадников на хороших конях, которые дождались нас, а потом тронулись с нами.

В небольшую юрту султана набрались важнейшие бии и уселись кругом. Зная, что мы едем по Высочайшему повелению, они начали с жалоб на казаков, на притеснения со стороны последних, на забирание ими киргизских земель. Эти жалобы приносятся нам на каждом пикете и в каждом ауле, где заранее узнают, кто мы; но они, жалобы, касаются обыкновенно не того, что казаки поселены в степи, но их произвола и незаконных поземельных захватов. Теперь бии двух орд жаловались на самое поселение казаков в степи, на то, что поселения стесняют киргиз, наконец, на то, что казаки, сбирая на своих лугах сено, продают его не киргизам, а сартам и татарам.



До этого я не говорил ни слова. Но тут, после подобной жалобы, произнесенной вслух представителями всей Сибирской степи, я почел долгом ответить через Ибрагимова следующее. У китайских киргизов, как нам говорил султан Ботаке, очень много земель. Их в зимовках никто не стесняет. Казаков там нет. Китайцы прежде требовали со Средней орды всех податей 1000 лошадей, лучше сказать, ничего не требовали. Китайцы в управление киргизов не вмешиваются. Кажется, хорошо. Отчего же китайские киргизы спасаются теперь в наши пределы? Оттого, что они на средства, сбираемые с киргизов, не могут содержать войска, достаточного для поддержания порядка между ними. Мы знаем, что теперь за то, что китайцы не берут податей, они не могут защитить своих подданных. Теперь калмыки там режут и грабят киргизов, так что последние не знают, куда спастись. У нас в России земли много. Вы подданные России, и последняя, несмотря на свое поземельное богатство, посылает русских заселить ваши степи, чтобы охранять вас. Россия не может допустить, чтобы ее подданные не пользовались полнейшим спокойствием. Для охраны покоя против внутренних и внешних врагов необходимы войска. Несмотря на редкое население, Россия послала своих сынов, приказав им охранять ваш покой и приказав им оставаться для того постоянно в степях. Это и составило поселения. Потому ваша жалоба на стеснение имеет очень странный характер. Вы будто хотите, чтобы опять поднялись баранты, усобицы и войны.

С моими словами комиссия согласилась и они произвели сильное впечатление на киргиз, которые замяли свои слова и сказали, что мы их не так поняли.

колонизация, монголы западные/ойраты/калмыки, чиновники, .Китайская Джунгария/Китайский Алтай, .Семиреченская область, 1851-1875, история казахстана, история китая, казахи, 1826-1850, .Китай, войны: Туркестанские походы, казачество, под властью Белого царя, .Киргизская степь, войны локальные, баранта/аламан/разбой, гейнс александр константинович

Previous post Next post
Up