28 мая произошло знаковое событие. Пекин к вящему неудовольствию Тегерана покорился воле Вашингтона и прекратил закупку иранской нефти. После угрозы США ввести вторичные санкции Поднебесная оставалась последним гарантированным рынком сбыта углеводородов для Исламской Республики. Компании из КНР покупали порядка 475 тысяч баррелей в сутки. Почему же могучий Китай, ранее демонстрировавший непокорность, все-таки «прогнулся» по столь принципиальному вопросу?
Для понимания ситуацию следует рассматривать в комплексе. По сути дела, президент Дональд Трамп одним выстрелом убил сразу двух зайцев.
Во-первых, богатый углеводородами Иран будет окончательно вырезан с нефтяного рынка. Последствия для правящего режима в Тегеране будут крайне серьезными. Уже в прошлом году инфляция составила 40%, теперь она вырастет еще больше при одновременном падении бюджетных доходов. Общее снижение уровня жизни в стране и недовольство властью будут благоприятным фоном для всевозможных «цветных революций». Разумеется, в случае прихода проамериканского режима Тегеран откажется от своей ядерной программы и передаст нефтяные месторождения в концессию «правильным» западным компаниям.
Во-вторых, ситуацию с иранской нефтью нельзя рассматривать отдельно от торговой войны США с КНР. Вашингтону жизненно необходимо задавить Пекин и экономически, и политически, лишить его источников роста, сделать неконкурентоспособным. С этой целью вводятся ввозные пошлины на китайские товары, компания Huawei отрезана от американских технологий, теперь под запретом иранская нефть. Уже в текущем году экономический рост Поднебесной снизился до 6,0-6,5%. Теперь на смену Ирану придут США, Саудовская Аравия и Российская Федерация. Цена на углеводороды для КНР подрастет, что негативно отразится на темпах роста как Поднебесной, так и всей мировой экономики.
Что до Ирана, то у него остается всего два варианта, плохой и очень плохой.
Плохой - это торговать нефтью по серым и черным схемам, что, естественно, снизит маржинальность этого бизнеса и будет жестко пресекаться американцами.
Очень плохой - это воплотить в жизнь угрозу и блокировать Ормузский пролив. Результатом гарантированно будет региональная война, в ходе которой Тегеран может лишиться и своих нефтеносных полей, и контроля над проливом.
Так почему же Иран и Китай не выступили против США «плечом к плечу»? Ответ прост. Кроме нефти, Тегерану особо нечего предложить Пекину, а нефть можно купить и у других поставщиков, пусть и дороже. Зато доступ к внутреннему американскому рынку Китаю в обозримом будущем заменить будет не на что. Это стоит учитывать и геополитикам из других государств, которые рассчитывают «плечом к плечу» с китайскими друзьями и партнерами противостоять Вашингтону.
источник