Яд. От истории к современности.

Feb 20, 2017 23:00


«Яд наносят кисточкой»

Не секрет, что отравляющие вещества действительно стоят на вооружении властных и силовых структур. Об этом заявил экс-офицер ФСБ Михаил Трепашкин, осужденный за разглашение гостайны. Заключенный написал несколько писем из колонии Нижнего Тагила. Вот цитата: «Эти яды не оставляют следов в организме. Чаще всего врачи при вскрытии тел отравленных констатируют сердечную недостаточность. Яд обычно наносится аэрозолем или кисточкой на руль и дверные ручки автомобиля, в месте, где работает кондиционер, на телефонные трубки». По утверждению Трепашкина, в арсенале спецслужб имеется, по меньшей мере, десять видов ядов различного действия - через дыхательные пути, кожу рук, слизистую глаз.



Яркие лучи солнца, искрясь, играли в тонких белоснежных кружевах. Стоял один из тех прекрасных и ясных солнечных дней, когда залитый солнечными лучами Париж казался особенно прекрасным

Две изящно одетые дамы прогуливались по Парижу. Это были не совсем обычные дамы. Одна из них была королевой Наварры и матерью будущего Генриха IV, другая - ее подругой и доверенной фрейлиной.По этикету королеве не полагалось появляться на парижских улицах и площадях, но в такой прекрасный день было особенно приятно нарушить этикет. Женщин подманили в модную галантерейную лавку на мосту Сен-Мишель изящные вещицы, выставленные в витрине.

    …Хозяин достали из-под прилавка коробочку, обитую алым атласом, и с поклоном протянул королеве. Открыв ее, дамы не смогли сдержать возглас восхищения. Внутри лежали перчатки - настоящее произведение искусства. Бархат и расшитая золотом кожа, ленты и тончайшие кружева… Любуясь красотой перчаток, королева вдруг поморщилась:
    - Какой странный аромат… эти перчатки имеют особый запах…
    - О, совершенно особый! Эти перчатки надушены лучшим парфюмером Парижа! - и хозяин назвал очень известное имя, знакомое всем придворным дамам.
    Королева все не могла закрыть коробочку, любуясь изящной вещицей - последней изящной вещицей в ее беспокойной жизни… К утру королеву Наваррскую нашли мертвой в ее покоях. По двору пополз страшный слух: королеву убил смертоносный аромат, исходящий от пары перчаток, купленных на мосту Сен-Мишель. Так тонкие пары искусного яда в который раз оросили кровью французский трон. Все знали, что несчастная королева пала жертвой придворных интриг наследников престола, но…. Но в те времена никто не высказывался вслух. Различные «несчастные случаи» подстерегали на каждом шагу болтунов и… соперниц. Очень немногие знали об особом искусстве, культивируемом при французском дворе, - искусстве приготовления ядов.

    Впрочем, искусством этим славились не только французы. Прекрасный Неаполь всегда называли городом любви. Сколько страстных интриг и отчаянных решений хранили ажурные неаполитанские дворцы. Сколько занимательных сплетен обсуждалось в светских салонах и сумеречных соборах, в прекрасных садах, модных магазинах и просто на улицах или в комнатах прислуги… Главными темами всех сплетен были, разумеется, любовные интриги. Замужества и измены, смерти и снова - любовные романы. А вдовы собирались замуж. Во всех светских

Молодые итальянки отправлялись в некой госпоже Тофане, где, расставшись с определенной суммой, получали от нее возможность избавиться от супруга и жить в полное свое удовольствие

салонах обсуждали брак мадам Д. с популярным в обществе красавцем-виконтом. Правда, виконт был нищ, как церковная мышь, здорово потаскан и не пропускал ни одной юбки, зато богатства мадам Д. (некие особо вредные сплетницы называли ее «лавочницей», ведь у нее не было даже капли дворянской крови) хватило бы на десятерых. К тому же мадам повезло: муж ее очень кстати скончался от апоплексического удара, оставив неунывающей дамочке все свое состояние. Действительно, мадам Д. родилась под счастливой звездой. Да и сама мадам не скрывала своего счастья и однажды поделилась советом с мадам М., которой ужасно надоел старый и ворчливый супруг. А через некоторое время мадам М. (молодая состоятельная вдова) уже собиралась замуж за бедного, но очень родовитого дворянина. Муж мадам скончался, разумеется, совершенно внезапно. Не скрывая счастья, мадам М. поделилась секретом с мадам У., которой… (см. выше). А потом мадам У. поделилась с мадам В. А мадам В. - с очередной подругой. И так по цепочке. Почти по Булгакову: «Ведь бывает же так, королева, чтобы надоел муж». Разумеется, бывает. Вскоре рецептом «счастья» веселых вдовушек заинтересовалась…инквизиция, которая в Италии была намного мягче, чем во всех остальных европейских странах. Наверное, это соответствовало мягкому и жизнерадостному характеру итальянцев.

    И оказалось, что рецепт до невозможности прост. Молодые итальянки отправлялись в некой госпоже Тофане, где, расставшись с определенной суммой, получали от нее возможность избавиться от супруга и жить в полное свое удовольствие. Госпожа Тофана являлась самой популярной дамой среди молодых, но богатых неаполитанок! Она вручала им маленький пузырек, содержимое которого скромно называла своей «водой» («аква тофана»). Жена выливала содержимое пузырька в суп супругу. Обласканный супруг с удовольствием съедал стряпню любимой жены, наслаждаясь всеми прелестями семейной жизни. Через несколько часов его начинала мучить жажда, затем у него появлялись боли в желудке, он ложился в постель и через день болезни умирал - совершенно «естественной» смертью. Смерть его объясняли старостью, пищевым отравлением, апоплексическим ударом (по-современному - инсультом), сердечным приступом или же чем угодно. Никому не приходило в голову приписать смерть яду! И если бы дело вели светские власти, госпоже Тофане все это вполне могло сойти с рук. Но инквизиторы были теми еще сыщиками! Они и мертвого заставили бы говорить! Госпожу Тофану арестовали и принялись пытать - словом, святая инквизиция действовала по полной программе. Ей раздробили обе ноги «испанским сапогом» - страшным приспособлением из дерева и железа, надевающимся на ногу и дробящим кости, и госпожа Тофана заговорила. Когда же тюремщики узнали о том, что обвиняемая продавала яд жительницам Неаполя и Палермо, и что благодаря ее «воде» свыше 500 мужей навсегда оставили родную Италию, отправившись на небеса, ее задушили в тюрьме, прямо в камере. Тем самым… облегчив участь отравительницы - инквизиция, несомненно, отправила бы ее на костер.
    Современные ученые до сих пор пытаются разгадать секрет яда «аква тофана». Но получить его не так-то просто: многие компоненты неизвестны, и вообще, рецепт его приготовления Тофана держала в строжайшем секрете. Это было достаточно легко - она была выдающимся химиком, и мало кто мог повторить ее достижения. Жаль только, что свой научный талант она направила на зло. Уникальность яда «аква тофана» в том, что он полностью имитирует естественную смерть, а симптомы можно легко приписать любому заболеванию: сильную жажду - повышению температуры, боли в желудке - брюшному тифу, неспособность двигаться - инсульту. Словом, идеальное адское зелье для того, чтобы навредить своему ближнему, да еще и уйти от правосудия. Даже знаменитые преступники пытались разгадать секрет госпожи Тофаны, но и для них состав яда остался неизвестным. Раскрыть его не удавалось никому - даже во времена адского расцвета отравлений в Париже, которые многие принимали за настоящую войну. Жертв, разумеется, было не меньше, чем на поле боя.



Основные вещества ядовитых растений - алкалоиды, содержатся во всех частях растений. Но иногда одни части бывают более ядовитыми, чем другие. Например, картофель: плоды съедобны, а цветки - ядовиты. Или болиголов - ядовиты только плоды, а у наперстянки, наоборот, - только листья. Некоторые яды скапливаются только в одном органе растения. Например, гликозид амигдалин (очень сильный яд) - в семенах горького миндаля, вишни, сливы.
    Наиболее ядовиты растения в свежем виде. Кстати, животные чувствуют такие растения и никогда их не едят. Человек же чаще всего может отравиться, употребив растение вовнутрь. Нередки отравления через органы дыхания (вдохнуть ядовитый запах) или кожу (яд можно втереть в кожу, и он проникнет в кровь). С растениями вообще нужно обращаться осторожно. Так, например, большие букеты таких цветов, как магнолии, лилии, мак, тубероза, черемуха, могут вызвать головокружение и даже потерю сознания. А некоторые растения становятся ядовитыми только после того, как накапливаются в организме человека (например, хмельник, плоды тисового дерева). Чаще всего яды вызывают поражение центральной нервной системы, сердца, печени, органов дыхания и пищеварения. Некоторые яды растительного происхождения не имеют противоядия. Одни яды убивают мгновенно (например, цианистый калий), другие - через время (тот же «аква тофана», когда человек болеет некоторое время).

Если с приходом зимних холодов обитатели Двора чудес, парижские бедняки, просто осаждали больницы и бесплатные столовые для бедных, устроенные Людовиком XIV, то в последние дни зимы редко-редко можно было насчитать возле входа с десяток бедняков. Нищие так откровенно избегали благотворительных учреждений, что их странное поведение даже вызвало тревогу полиции. Разумеется, в полиции не знали историю, которую маргиналы шепотом передавали друг другу (впрочем, полицейские бы и не поверили). Однажды в больницу и близлежащую к ней столовую явилась богато одетая знатная дама со своими слугами. Она раздавала бесплатные обеды беднякам. Дама собственноручно давала еду нищим и те, кто поели, умирали к вечеру в страшных муках. Некоторые прожженные бродяги есть не стали. Их, опытных обитателей дна, пугали неестественная щедрость знатной дамы и какой-то адский блеск в ее странных глазах. Те, кто не ел, выжили и рассказали другим о страшной отравительнице, появившейся в заведениях для бедных.
    Полиция начала свое расследование. Так началось самое знаменитое в мировой криминологии «Дело о ядах», и никто даже не предполагал, какие головы потянет оно за собой… Узнав о результатах расследования, Людовик XIV скажет печальные слова: «Я жил среди целого моря порока и преступления». Отравительницей оказалась очень знатная придворная дама - маркиза де Бринвилье. Полиция арестовала ее первой. Эта дама действительно являлась выдающейся отравительницей. На современном языке ее вполне можно было бы назвать маньячкой. Она травила не только своих мужей и любовников, не только подруг или слуг, но и незнакомых людей. Травила просто так, ради развлечения. Она готовила яд, подсыпала его в еду, а потом везла эту еду в благотворительные учреждения. Смыслом ее поступков было «зло ради зла», что, в принципе, не говорит о здоровом рассудке. О ней ходили страшные легенды. Так, говорили, что из девушек, попавших к ней в услужение, не выживает никто. Она морила служанок либо непосильной работой, либо… мучила, издевалась и пытала до смерти. Когда полиция вышла на след преступницы, маркиза под чужим именем скрылась в одном из монастырей. Один из сыщиков проник в этот монастырь под видом священника. Он сделал вид, что безумно в нее влюблен, и когда она ему доверилась и призналась в том, кто есть на самом деле (то есть маркиза де Бринвилье), он арестовал ее и увез в Париж. В Париже, в Бастилии маркизу пытали и она заговорила. Она говорила о таком, что у видавших виды полицейских волосы поднимались дыбом! Отравительницу казнили на Гревской площади, а после процесса над ней полетели очень многие знатные головы - почти весь цвет двора Людовика XIV. Речь шла не только о черных мессах, служить которые по колдовским притонам считалось модным. Достоянием гласности стали факты о том, что при дворе отравить человека так же легко, как выпить стакан воды, а большинство придворных дам в изящной бальной сумочке вместе с носовым платком, косметикой, драгоценностями, флаконом духов носят и флакончик с ядом.
    Красавицу Атенаис де Монтеспан, урожденную Рошешуар де Мортемар, называли некоронованной королевой Версаля. Уроженка провинции Пуату, она появилась в Париже гордой, но бедной. И вышла замуж за бедного дворянина маркиза де Монтеспан, погрязшего в долгах как в шелках. Правдами и неправдами она пробилась ко двору и в 1668 году сделалась любовницей Людовика XIV, заменив на этой «должности» бывшую фаворитку Луизу де Лавальер. Король-Солнце был без ума от своей голубоглазой красавицы.
    После процесса над маркизой де Бринвилье стало известно, что красавица маркиза де Монтеспан замешана в деле о колдовстве и отравлениях, и… является одним из главных действующих лиц всех этих преступлений. Красавица Атенаис не только служила черные мессы, поклоняясь сатане, со знаменитыми парижскими колдунами (на этих мессах, между прочим, убивали, принося в жертву дьяволу, новорожденных младенцев). Она еще недрогнувшей ручкой беспощадно травила своих соперниц - тех несчастных, кому не удалось понравиться любвеобильному королю. После ночи с коронованным любовником женщину ждал утренний коктейль, приготовленный заботливыми ручками мадам де Монтеспан. Пробуждение в королевской постели для дамы являлось не счастьем, а приговором - уже на выходе из спальни ее поджидал яд.
    Для Атенаис его приготовляли лучшие колдуны Парижа, а штат доверенных слуг помогал осуществить задуманное. Так, жертве на королевском балу могли предложить десерт или бокал вина. Выпив такое вино, человек падал на пол, синел и умирал в страшных конвульсиях. Могли «подарить» дорогие перчатки или изящное нижнее белье, после которых на теле выступала чудовищная сыпь и жертва умирала от загадочной кожной болезни. Очень часто маркиза радостно сообщала королю, что дама подцепила эту болезнь в притонах Парижа, - в тех, разумеется, случаях, когда король с жертвой не спал, иначе маркизе было бы сложно объяснить, почему король не «заразился». Яд могли подмешать в баночки с косметикой или смазать им серьги. Попользовавшись «кремом» или покрасовавшись в сережках, соперница больше никогда не показывалась на глаза королю.

    У Атенаис де Монтеспан была неистощимая фантазия и целый арсенал подручных средств. Но, несмотря на то, что она родила от короля троих детей, она не чувствовала над ним своей власти.
    Маркиза де Бринвилье выдала свою сообщницу. Король не мог казнить Атенаис де Монтеспан, но был вынужден удалить ее от двора. Любовница надеялась, что изгнали ее только из дворца, но не из королевского сердца. Но вышло иначе. Репутация маркизы была основательно запятнана не только в свете, но и в глазах самого короля. Ее предала гувернантка Франсуаза Скаррон, ставшая впоследствии маркизой де Ментенон, женой Людовика XIV и королевой левой руки (то есть наследники от такой королевы не имели права на французский престол).
    Атенаис де Монтеспан была не единственной сообщницей маркизы де Бринвилье. Вторым оказался… Филипп, герцог Орлеанский, родной брат короля по прозвищу Мосье. Брат короля был главой Орлеанского двора, и двор этот погряз в пороках и распутстве. Там процветали содомия и садизм, и все степени того ужасающего разврата, который противен любому нормальному человеку. Придворные Мосье не были нормальными людьми - они были садистами, развратниками и убийцами. Мосье был женат на Генриетте Английской, сестре английского короля Карла II. В ходе расследования дела о ядах стало известно, что Мосье отравил свою жену. Людовик не мог казнить родного брата, поэтому расправился с несколькими его фаворитами. Ни при одном дворе так не процветали отравления, как при дворе Мосье. Там травили в открытую. Часто сам Мосье пользовался ядом для наслаждения или из спортивного интереса, а иногда просто ради шутки… Степени большего падения невозможно даже представить!
    Но история отравлений не заканчивается французским двором. Травят ли современные преступники? Разумеется! В криминалистике почему-то яд считается женским делом. Мужчины предпочитают более жесткие виды убийства.
    Современные люди знают многое о ядах - то, чего не знали в средневековье (или просто не умели выразить по-научному?). Яды часто приготовляют из ядовитых растений, которых известно более 10 тысяч.
Около 400 тысяч потенциально ядовитых растений не изучено полностью (то есть могут быть ядовитыми при определенных обстоятельствах, в процессе переработки или химической реакции с другими веществами). Самые известные из них - это грибы и… лекарственные травы. Так, одна доза такой травы лечит, а другая - убивает.
    Но, несмотря на это, яды приносят и много пользы. Очень часто в маленьких дозах яды принимаются как лечебное, терапевтическое средство. Существует, кстати, мнение, что химические препараты более безвредны, чем лекарственные травы и препараты, изготовляемые только из растений. Их свойства не изучены до конца, и в какой момент, при какой реакции полезная трава станет ядом - науке неизвестно. Поэтому лечиться травами следует с огромной осторожностью!
    А вообще от ядов лучше всего держаться подальше. Лучшее их свойство - способность проходить параллельно с жизнью. Ведь параллельные прямые, как известно, не пересекаются никогда!

источник

интересно

Previous post Next post
Up