Почему мы такие разные?

Feb 04, 2011 15:14

Написать меня этот пост сподвигла статья Аслана Мирзоева, кандидата исторических наук, Кубанского государственного университета «"Право войны" и некоторые аспекты традиционной военной культуры адыгов (черкесов)»,




оригинал статьи здесь http://old.kavkaz-uzel.ru/bookstext/books/id/687657.html

Цитирую «Среди современных культурологов есть такие, которые выдвигают тезис: культура возникает там, где люди вступают в отношения, отличные от состояния войны, что война и культура - понятия несовместимые.»
Г-н Мирзоев полемизирует с этим утверждением «у целых народов и обществ война, в силу особых исторических условий, стала тем фоном, на котором долгое время протекала их жизнь и для которых война стала ценностью на уровне общественных отношений…Можно даже говорить о появлении такого понятия как "культура войны"»

Далее г-н Мирзоев рассматривает понятия «правильной культуры войны», в отличии от той, которая сложилась по факту «Русско-Кавказская война, в силу ее специфики, внесла, без сомнения, определенные корректировки в отношении черкесов к традиционным установкам, правилам ведения войны….самый способ ведения войны, принявший с самого начала партизанский характер, не разбиравший средств к достижению предположенной цели, извратив рыцарские понятия древнего черкесского наездничества, заставил адыгские племена употреблять в видах самосохранения и возмездия много таких уловок, которые не вытекали вовсе из духа народа и считались бы им при других обстоятельствах унизительными для чести наездника»
правила ведения войны, имели свою специфику в зависимости от следующих факторов:
• правила, действовавшие во время войн и связанных с ними открытых сражений;
• правила, действовавшие во время набегов;
• правила, действовавшие во время междоусобных войн внутри черкесского этноса;
• правила, действовавшие во время войны с чужим (не черкесским) народом.
«В старые времена, как повествуют предания, у воюющих черкесов был такой великодушный обычай: днем воевали, а вечером предводители противников шли друг к другу в гости, устраивали пир в честь друг друга»
«Небольшие партии воинов скрытно пробираются, быстро нападают и быстро скрываются, и, в случае погони за ними, сражаются отчаянно, и тела убитых товарищей с удивительною решительностью уносят с собою…Добыча, для черкесов, не являлась самоцелью, а была лишь знаком, символом воинской доблести»
«Среди правил, действовавших во время войны, были такие, которые черкесы строго соблюдали между собой и менее строго в отношении других народов. К числу таких правил, относится запрет поджога жилищ и посевов» и т.д. подробнее можно посмотреть в статье.
Что интересно: «Несмотря на довольно развитые классовые (феодальные) отношения жизнь здесь основывалась не на государственных институтах и законах, а на традициях, обычаях и нравственных принципах, система которых в совокупности называлась адыгэ хабээ, т.е. черкесский обычай» , думаю аналогичные традиции присущи всем горским народам, хотя автор и рассматривает этот вопрос на примере черкесского народа. «На поведение воинов во время сражений большое влияние оказывали такие особенности черкесского менталитета, как острое желание общественного признания и сильно развитый индивидуализм…Чужая слава не давала покоя черкесскому воину и часто становилась источником кровной вражды и поединков»
Хан-Гирей по этому поводу писал: «они ... проливают потоки крови, подвергают свою жизнь опасности, и все это лишь для приобретения воинственной славы, не приносящей никакой пользы отечеству, отвергаемой богом и законами человечества»
Чтобы подчеркнуть, насколько культура войны превалирует в жизни народа над остальными ценностями, хочу привести одно предание полностью «"Князья Атажукин и Коноков были во вражде. Ближайшая встреча должна была кровью определить сильнейшего и правого. К тому времени Коноков, будучи хаджретом, "переселенцем", жил на Кубани. Как-то Атажукину в один из походов довелось быть со своими спутниками во владениях Конокова и пожелал он об этом известить хозяина, чтобы не упустить случай помериться силой. Коноков не замедлил со своим отрядом выехать навстречу Атажукину. Впереди всех с ружьем в руках на неоседланном коне мчался юноша, сын Конокова. Указав на стремительно приближающегося к князю Атажукину мальчика, слуга последнего, отличный стрелок, навел винтовку на него. Но Атажукин не велел стрелять, дабы не смешивать "кровь и молоко". Между тем, тот подоспел и выстрелил в князя. В завязавшейся битве погибли и князь Атажукин и двое сыновей Конокова. Трупы их были доставлены в аул Конокова. В кунацкой тела молодых княжичей положили на почетном месте, а убитого князя Атажукина - близко от входа.
Зайдя туда, княгиня Конокова без слез погладила по голове своих сыновей и сказала: "Вы достойно умерли, дети мои, не зря отдали свои молодые жизни". Повернувшись к трупу Атажукина, она добавила: "А князя перенесите на почетное место. Ведь он же гость здесь"»
Автор подчеркивает, что в связи с постоянными военными действиями, горские народы
не достигли большого прогресса во многих областях материальной и духовной культуры. В частности, у них не получили развития такие сферы, как письменность, литература, живопись, архитектура, градостроительство и некоторые другие. Тем не менее, черкесы создали свой этикет ( автор говорит о военной культуре), который можно считать значительным культурным достижением. Несоблюдение этого образа жизни рассматривалась как утрата этнической идентичности.»

Сравним с русской культурой, где основополагающим является традиция, высказанные в русских поговорках, ведь у русских « воин» имеет синоним «защитник отечества»
«Кто с мечом придет, тот и от меча погибнет».
«Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает»
«Войну хорошо слышать, да тяжело видеть»
«Сам пропадай, а товарища выручай»
В русской ментальности война является вынужденным делом, а не любимым, соответственно как дело вынужденное и не любимое, оно не обрастает сводом правил, а скорее напоминает «миром навалимся», т.к. «Воин воюет, а жена горюет».
Из серии английского издания ««Ксенофобский путеводитель» о русских сказано: ««Душу» русские ставят выше всего остального. Если у кого-то есть «душа», ему все простится... Русские имеют тенденцию «открывать душу» абсолютно незнакомым людям, рассказывая о себе все, даже если собеседник и не очень-то хочет об этом знать», но наиболее точно, на мой взгляд, подошел к данному вопросу Бердяев «есть два противоположных начала русской души: языческая стихия и аскетическое православие».

Теперь вопрос на засыпку, на основе каких традиций должны строиться взаимоотношения сограждан России в 21 веке? Не потому ли мы такие разные, что основы наших традиций диаметрально противоположны. Что может стать объединяющим началом?

По прошествии нескольких месяцев решила добавить этот пост интересным материалом, т.к. посчитала его интересным и важным для раскрытия сути вопроса: http://www.apn.ru/publications/article24007.htm

Семён Резниченко
Северокавказская цивилизация - социо-психологические типы
Кавказ

Анализируя северо-кавказскую цивилизацию, необходимо выделить основные социо-психологические типы её представителей. Т.е, важнейшие стабильные психологические типы людей, занимающие опредёлённую социальную, профессиональную нишу. На практике эти типы встречаются часто в смешанном виде. Но, тем не менее, выполняют роль узлов социальной решетки.

Воин (разбойник).

Самый знаменитый, знаковый психологический тип Кавказа. Смел, агрессивен, инициативен. Предпочитает добиваться своих целей путём насилия. Алчен. Не всегда дальновиден. ( В кавказских условиях долгосрочные прогнозы часто не работают).

При этом кавказский воин, как правило, гибок. Умеет при необходимости отступать. Умеет использовать в своих целях дипломатию. Очень часто вероломен, умеет наносить неожиданные удары.

Может быть опасен даже для своих соплеменников, членов коллектива выживания. Может стать эксплуататором, наносить ущерб интересам коллектива. Часто предпочитает отъединятся не с близкими по крови, а по мироощущению.

Однако воин, как хороший защитник, жизненно необходим для кавказского коллектива выживания. В силу традиционно неспокойной обстановки. Например, карачаевские таубии добились своего статуса охраной от набегов пастбищ соплеменников. Которых они в последствии достаточно активно эксплуатировали.

Как видно, представители этого психологического типа целенаправленно формировались в среде северо-кавказской аристократии (пши, орки, уздени и пр.). Такой воинственный психологический тип считался в их среде единственно нормальным. Огромной популярностью он пользовался и в других социальных стратах. Зачастую в условиях непрекращающихся внутренних и внешних войн выбора не оставалось. «Хищничество» часто было едва ли не единственным способом добычи богатства и высокого социального статуса. Недаром войной, набегами, угоном скота во все времена постоянно занимались многие кавказцы любого происхождения.

Существовали интернациональные братства скотокрадов и разбойников. «Уход в леса» для многих из них был сезонным явлением. Тогда разбойники под руководством своих предводителей собирались в укромных местах. Иногда они желали остаться анонимными, носили маски. Грабили члены таких объединений в том числе и своих соплеменников. Такие сборы часто заканчивались большими набегами.

Формирование военно-набегового образа жизни происходило и под влиянием степных кочевников. Начиная со скифов и заканчивая крымскими татарами, оно в той или иной степени контролировали предгорья Кавказа. Оказывали давление на северо-кавказцев, влияли на их образ жизни. При этом северо-кавказцы перенимали преимущественно традиции воинской верхушки кочевников. Они были наиболее значимыми и престижными. Само слово «джигит» имеет тюркское происхождение. Двухтысячелетнее влияние степняков весьма способствовало укреплению на Северном Кавказе военно-набеговых традиций.

Воинская культура сохранялась в горах и после того, как ослабла в среде кочевников. Последние жили на равнине. Это делало их более уязвимыми для воздействия имперской цивилизации. К тому же кочевнический образ жизни и хозяйствования оказался исторически бесперспективным.

Горы оказались более закрытыми от внешних влияний. К тому же способ хозяйствования, основанный на земледелии и отгонном скотоводстве (или преимущественно чем-либо одном) оказался в горных условиях более перспективным. Поэтому там воинская субкультура так же сохранилась в гораздо большей степени, чем на равнине. Вместе со всем традиционным укладом жизни.

Предприниматель (труженик). Трудолюбив, достаточно умён. Сообразителен, инициативен. Агрессивен. Такой кавказец может многого добиться мирным трудом. И не только.

Природно-климатические и социальные условия Северного Кавказа всегда позволяли накапливать богатства. В старину, за счёт скотоводства и торговли. В наше время - за счёт торговли, туризма, освоения бюджетных средств, выделяемых из центра. А так от дохода со строительства и транспортных перевозок.

Но чтобы разбогатеть и сохранить богатство, северо-кавказец имел не слишком много возможностей. Имущество не защищали власть и законы. Оно всегда было под угрозой расхищения. Поэтому северо-кавказский предприниматель должен был быть особенно ловким, гибким, готовым к любым переменам. Он должен был уметь защищать своё имущество с оружием в руках. И преумножать его за счёт военной добычи. Быть готовым к огромным убыткам и иметь возможность раз за разом их восполнять.

Труженику (предпринимателю) всегда было что терять. Поэтому он был гораздо более лояльным к своему коллективу выживания. Кавказский предприниматель часто был его основой, становым хребтом. Ведь только этот коллектив мог гарантировать ему хоть какую-то стабильность.

Исторический предпринимательско-трудовой элемент был представлен зажиточными крестьянами-тфокотлями у адыгов, дагестанскими ремесленниками металообработчиками. Крупными владельцами скота и даже нефтепромышленниками российского Северного Кавказа рубежа XIX - XX вв. (таки как бизнесмен и политик Тапа Чермоев). От включения Северного Кавказа в состав России предприниматели только выиграли. Они получили стабильность и широкое поле приложения для своей энергии.

Что касае6тся современным предпринимателей - северокавказцев, то последним очень помогли традиции бизнеса в нестабильных условиях, самозащиты и самоорганизации. Они очень хорошо соответствуют современным российским реалиям, позволяют добиваться успеха.

В соответствии с исторической традицией воин должен был защищать хозяина предпринимателя. Но воин на Кавказе был слишком хищным, а предприниматель - самостоятельным и вооруженным. Это порой приводило к конфликтам. Таким, как война против князей и дворян в западноадыгских племенах в XVIII в. Противостояние воина/разбойника и труженика очень ярко показано в романе классика адыгской литературы Т. Керашева «Одинокий всадник».

Подручный (нахлебник).

Безынициативен, ленив, но лоялен. Следует правилам, принятым в коллективе выживания. Всегда готов поддержать более успешных. За это пользуется благодеяниями воинов и тружеников, членов своего коллектива выживания. Верен своим благодетелям, потому что зависит от них.

Естественно, что многие северокавказцы не обладали способностями и возможностями, чтобы стать успешными воинами или предпринимателями. Они не могли состоятся как самостоятельные единицы общества. Но могли использовать возможности тех, кто этими единицами стали. В обмен на лояльность и поддержку.

В условиях постоянной вражды и неустойчивости, незащищённости имущества и личных прав многие кавказцы ощущали бессмысленность активных трудовых усилий. С трудом нажитое имущество раз за разом терялось. А стать успешным профессиональным разбойником всё же мог не каждый. К тому же это было слишком опасно. Поэтому многие кавказцы постоянно или в течении долгого времени жили за счёт своего коллектива выживания. Особенно часто такое случались после крупных военных столкновений. Далеко не все после них могли восстановить своё имущество. Так в разряд на хлебников попадали и вполне адекватные и дееспособные люди. Психология подручного у них формировалась лишь со временем. А их личные способности с успехом могли применять воины и предприниматели.

Представители социо-психологического типа подручных часто становились зависимыми людьми знати. Более воинственные становились боевыми спутниками влиятельных воинов.

В то же время, опираясь на влиятельных родственников, ленивый и безынициативный северокавказец мог жить весьма неплохо. Сила коллектива выживания компенсировала его собственную слабость. Последняя ситуация стала особенно распространённой в советское и постсоветское время.

Распространенность социо - психологического типа подручного /нахлебника затруднила складывание на Северном Кавказе профессиональной рабочей ментальности. Северокавказец активно трудится тогда, когда чувствует себя самостоятельным хозяином. Т.е, тружеником-предпринимателем. Быть наёмными работниками северокавказцы не любят. Они предпочитают эксплуатировать коллектив выживания, платя ему лояльностью и поддержкой.

С вкулючением Северного Кавказа в состав Российской Империи постепенно сложился социо-психологический тип северо-кавказского чиновника. Полностью он оформился уже в советско-постсоветский период. Зачастую имперским чиновником на Северном Кавказе был (и есть) воин. Но это другой психологический тип. Северокавказский чиновник - это нахлебник - подручный. Только более ловкий и оборотистый. Став посредником между соплеменником и имперским центром, он паразитирует и на тех, и на других. Силу и сплочённость соплеменников он предъявляет империи. Соплеменникам он демонстрирует возможности централизованной государственности. От последней он и получает большую часть благ. Лоялен северокавказский чиновник по большей части самому себе. Он использует в своих целях противоречия между центральной властью и соплеменниками. Использует внутренние противоречия с6верокавказского общества. Выступая посредником, он получает громадные дивиденды. Поэтому в благополучном и окончательном разрешении проблем и трудностей северо-кавказский чиновник не заинтересован.

Несколько слов можно сказать и о северо-кавказских интеллектуалах. Они не образуют единого социо-психологического типа. Некоторые из них - типичные нахлебники, посаженные на свои места влиятельными родственниками. Другие интеллектуалы вполне серьёзные, порою мирового уровня. Одни не акцентируются на своей этничности. Считают себя в большей степени россиянами, европейцами. Или представителями исламского мира. Другие же осознают себя рупором своего народа, его авангардом. И у тех, и у других этническая специфика часто достаточно стёрта.

Местный интеллектуал на Северном Кавказе чаще всего представитель крупного культурного ареала (Россия, Европа, исламский мир). Иногда это его весьма тяготит. Что проявляется в гипернационализме, всяческом возвеличивании своего, стремлении представить культурную периферию центром.

В современной экспансии за пределы традиционной территории проживания северо-кавказцам очень помогают коллективы выживания. И не только заранее сложившиеся. Но и образовавшиеся на местах миграции. Воины / разбойники и труженики / предприниматели берут на себя роль едра коллектива. Вокруг них группируются подручные / нахлебники. Последние, хотя и безынициативны, могут проявлять свои лучшие качества, выполняя указания более активных. Это схема образования кавказского коллектива выживания хорошо отработана. Воины / разбойники проникают в криминальные и силовые структуры. Труженики / предприниматели - в сферу предпринимательства.

В коллективах быстро и чётко распределяются роли. Поэтому коллективы действуют весьма слаженно.

традиции народов России, межнациональные взаимоотношения

Previous post Next post
Up