Последствия "гуляй-поля".

Jan 25, 2016 19:00



Северный треугольник насилия в Центральной Америке
"Не ту страну назвали Гондурасом". Это, пожалуй, все, что рядовой россиянин знает про так называемый Северный треугольник, три страны в Центральной Америке, одно из наиболее опасных для жизни мест на планете.

http://www.cfr.org/

Дэниэл Ренвик, 19.01.2016

Введение

Десятки тысяч сальвадорцев, гватемальцев и гондурасцев, многие из которых - беспризорные несовершеннолетние, прибыли в последние годы в США, спасаясь от взлетевшего до небес уровня насилия в регионе. Эти страны, известные как Северный треугольник, пережили в 80е годы гражданские войны, оставившие после себя закон сильного и хрупкие структуры власти. Однако, недавние события в Гватемале и Гондурасе породили разговоры о "центральноамериканской весне", когда протестующие в обеих странах в невиданном количестве вышли на улицы, изобличая коррупцию и требуя большей ответственности от своих лидеров.


Сколько людей покинули Северный треугольник за последние годы?

Почти 10% из 30 миллионов жителей стран Северного треугольника бежали, большей частью в США. В 2013 году там проживали 2,7 млн человек, родившихся в Сальвадоре, Гватемале и Гондурасе, по сравнению с оценочными полутора миллионами в 2000-м. В период с октября 2013 по июль 2015 года в США прибыли из треугольника сто тысяч беспризорных несовершеннолетних, чем привлекли внимание к новому эмиграционному тренду. После того, как США заставили Мексику контролировать свою южную границу, в 2015 году было задержано на 70% центральноамериканцев больше, чем за предыдущий год.

Многие ищут спасение от насилия в родных границах: за период с 2009 по 2013 годы США зарегистрировали на своей южной границе семикратное увеличение количества обращающихся за убежищем, 70% из которых приходится на Северный треугольник. Подобный же взлет зарегистрировали и соседние с проблемным регионом Белиз, Коста Рика, Мексика, Никарагуа и Панама. В качестве причин отъезда мигранты из трех стран треугольника называют насилие, принудительную мобилизацию в банды, вымогательство, бедность и отсутствие перспектив в жизни.



Сальвадор, Гватемала и Гондурас постоянно поднимаются в рейтинге самых опасных стран мира. Насилие, связанное с бандитизмом, подняло в Сальвадоре в 2015 году количество убийств до 90 на сто тысяч человек, сделав страну самой опасной в мире среди невоюющих государств. Во всех трех странах уровень убийств существенно выше, чем в соседних Коста-Рике, Никарагуа и Панаме.

Также неистовствует вымогательство. В июле 2015 года расследование гондурасской газеты "Ла пренса" выявило, что сальвадорцы и гондурасцы ежегодно платят в качестве отступных организованным преступным группам примерно 390 млн и 200 млн долларов соответственно; власти Гватемалы в 2014 году заявили о том, что их граждане платят оценочно 61 млн долларов "пошлины" вымогателям. Главными целями вымогателей являются операторы общественного транспорта, мелкий бизнес и жители бедных районов, неплательщики подвергаются нападениям. Особенно жестокие нравы царят по отношению к сектору транспорта в Гватемале: в 2014 году были убиты свыше 400 транспортных работников, власти связывают большинство этих случаев с вымогательством.



Уровень убийств в Северном треугольнике в пересчете на 100 тысяч жителей.

Синий цвет - Гватемала, желтый - Гондурас, красный - Сальвадор.

В чем причины насилия?

При различиях в природе насилия для каждой страны существуют и общие угрозы: быстрый рост банд, использование региона в качестве транзита наркотиков в США и безнаказанность, таковы главные факторами незащищенности региона.

Специальный отчет CFR 2012 года прямо называет организованные преступные группы наследием десятилетий войн в регионе. В Сальвадоре в ходе боев между правительством военных и левыми партизанскими группами за 1979-92 годы погибли 75 тысяч человек, гражданская война в Гватемале унесла за 1960-96 годы жизни двухсот тысяч человек. В Гондурасе гражданской войны не было, но тем не менее и там аукнулись соседние конфликты; страна служила базой для поддерживаемых США "контрас", повстанческих групп правого политического спектра, воевавших против сандинистского правительства Никарагуа в 80-е годы. Организованная преступность стала следствием этих гражданских войн, особенно в Сальвадоре, где война породила "большое количество демобилизованных и безработных мужчин с легким доступом к оружию", - говорится в отчете. В Гватемале "незаконные вооруженные группы" и "подпольные службы безопасности" отпочковались от разведки и вооруженных сил государства.

Организованная преступность в Северном треугольнике включает в себя транснациональные преступные организации, многие из которых связаны с мексиканскими транзитерами наркотиков (ТН); местные организованные преступные группы; транснациональные банды или "марас", вроде Мара Сальватруча (MS-13) и "банда 18-й улицы" (М-18); "пандильяс" или уличные банды.

МS-13 и М-18, крупнейшие банды в регионе, могут насчитывать 85 тысяч членов. Обе они сформировались в Лос Анжелесе: М-18 была создана в 60-е годы мексиканской молодежью, а МS-13 в 80-е годы бежавшими от гражданской войны сальвадорцами. Их появление в Центральной Америке в середине 90 годов стало следствием массовой депортации из США иммигрантов, совершивших уголовные преступления.

ТН, "марас" и "пандильяс" "должны пониматься как различные феномены", - говорит Майкл Шифтер, автор отчета CFR, президент базирующегося в Вашингтоне аналитического центра "Межамериканский диалог". Отсутствие у государства возможностей, неспособность правительств защитить граждан, по его словам, "эти условия сами по себе создают и усиливают действующих лиц насилия. Кто-то из них вовлекается в наркоторговлю, кто-то нет". В добавок к наркоторговле и вымогательству уголовные банды в регионе также занимаются похищением людей ради выкупа, работорговлей и контрабандой.

Нахождение на путях транзита наркотиков добавляет градусов насилию. Возглавляемая США борьба с наркотиками в Колумбии, Мексике и на Карибах переместила маршруты их доставки в регион Центральной Америки, сейчас на нее приходится 80% задокументированных потоков транзита в США. ТН иногда делит с "марас" транспортировку и распространение наркотиков, что приводит к войнам за влияние, сообщает служба расследований конгресса США.

Почему груз насилия существуют так долго?

Слабые, недофинансируемые структуры, вкупе с коррупцией подрывают усилия по борьбе с бандитизмом и вымогательством. Налоговые сборы в процентах к валовому национальному продукту стран Северного треугольника - одни из самых низких в Латинской Америке, что обостряет неравенство и "перенапрягает" государственную службу. "Трэнсперенси интернейшнл", глобальная антикоррупционная неправительственная организация, помещает все три страны в "подвалы" своего "индекса восприятия коррупции" (Гватемала - 115-е место, Сальвадор - 80-е, Гондурас - 126-е, Россия - 136-е из 175-ти стран - прим. пер.) Особенно шаткими остаются позиции Гондураса после сместившего президента Мануэля Селайю военного переворота 2009 года, первого в Латинской Америке за почти два десятилетия.

В некоторых местах безнаказанными остаются 95% совершаемых преступлений, что не способствует росту доверия населения к полиции и органам безопасности. (Полиция и военные Сальвадора и Гватемалы обвинялись в массовых нарушениях прав человека во время гражданских войн в своих странах). Синтия Арнсон и Эрик Олсон из Программы Латинской Америки центра Уилсона писали, что усилия по реформированию и профессионализации полиции в этих двух странах остались "незавершенными" за период наступившего мира.

"Со стороны преступности столь велико проникновение в государственные структуры и силы безопасности, что трудно представить, как они могут [проводить реформы] без какого-либо вмешательства извне", - говорит Олсон.

Как страны Северного треугольника пытаются остановить насилие?

В начале 2000-х правительства Северного треугольника запустили серию мер "мано дура", "твердой руки", политики, расширявшей власть полиции и ужесточавшей наказание для участников банд. Все это время военные привлекались к выполнению полицейских функций.

При своей популярности эта более жесткая политика провалилась в части обуздания преступности, и даже косвенно повлияла на рост членства в бандах. Массовые аресты увеличили нагрузку на и так уже переполненные тюрьмы, в которых банды, эффективно насаждавшие свои порядки, вербовали тысячи новых членов. Госдепартамент США, организации правозащитников и журналисты высказывали озабоченность данной политикой, осуждали условия содержания в тюрьмах и полицейский произвол против гражданских лиц. Переполненность тюрем привлекла международное внимание в 2012 году, когда пожар в тюрьме Комаягуа, Гондурас, унес жизни свыше трехсот заключенных.

В 2012 году, отклонившись от традиционной жесткой политики, чиновники из администрации президента Сальвадора Маурисио Фунеса помогли достигнуть перемирие между бандами МS-13 и М-18. За тот год количество убийств сократилось на 40%. Несмотря на сокращение межбандитской преступности, критики обвиняли правительство в том, что преступления против граждан, такие как вымогательство, не ослабевают. Когда перемирие было спустя два года нарушено, количество убийств снова скакнуло вверх.

Под давлением США с последовавшим в 2014 году "выбросом" мигрантов на родину, правительства Сальвадора, Гватемалы и Гондураса, совместно с Банком межамериканского развития, создали Альянс процветания, с планом на 5 лет и сметой в 20 млрд долларов, с целью запуска экономического роста, создания рабочих и учебных мест, улучшения общественной безопасности и усиления государственных структур. Лидеры стран заявили о том, что будут спонсировать 80% бюджета Альянса, на данный момент неизвестно, одобрят ли создание фонда местные парламенты.

Гватемала добилась важных успехов благодаря независимому агентству, созданному ООН в 2007 году для поиска и наказания уголовных групп, "подозреваемых в проникновении в государственные структуры". Международная комиссия по борьбе с безнаказанностью в Гватемале (CICIG) выросла из Всестороннего соглашения 1994 года по правам человека.

За период с 2009 по 2012 годы процент нераскрытых преступлений (так более правильно по-русски, чем "безнаказанных" - прим. пер.) упал с 95 до 72 (по данным CICIG), а в 2015 году работа трибунала совместно с главным прокурором по расследованию коррупционных схем в таможне привела к отставке и аресту президента Отто Переса Молины. В знак разочарования Гватемалой своим политическим классом избиратели предпочли Джимми Моралеса, комика без политического опыта, кандидатам из истеблишмента.

В Гондурасе подозрения в растрате членами правящей Национальной партии средств фондов социального обеспечения привели к протестам и призывам к отставке президента Хуана Орландо Эрнандеса. Активисты по борьбе с коррупцией и советник Госдепартамента США Томас Шэннон предложили создать В Сальвадоре и Гондурасе учреждения, аналогичные CICIG, но эти предложения были отвергнуты высшими должностными лицами этих стран. Организация американских государств объявила о своих планах создать в сентябре антикоррупционное учреждение в Гондурасе, но критики заявляют, что оно будет "беззубым" в силу своей ограниченности ролью советника.

Как влияет насилие на регион?

Воздействие на регион сильнее всего ощущается через отток населения. С 2010 года США и Мексика задержали свыше миллиона мигрантов-сальвадорцев, гватемальцев и гондурасцев, приводит данные базирующийся в Вашингтоне аналитический центр "Институт миграционной политики". Белиз, Никарагуа, Коста Рика и Панама также отмечают у себя резкое увеличение с 2008 года наплыва из Северного треугольника.

Насилие банд почти всегда ограничивается рамками этого региона, хотя МS-13 и М-18 присутствуют и в США с Мексикой. Министерство финансов США, поместившее в 2015 году троих лидеров МS-13 в санкционный список, оценивает количество членов этого преступного сообщества на территории США в 8 тысяч человек, в 2013 году министерство юстиции Мексики заявило о растущих связях между местными преступными группами и бандами Центральной Америки, действующими в Мексике в составе 70 организованных преступных групп.

Каков ответ США?

США традиционно отвечает на насилие в Центральной Америке оказанием помощи местным правоохранительным структурам, поддержкой программ верховенства права, сотрудничеством в операциях против наркотиков и бандитизма. Но налицо и расширение инициатив США с адресацией к более широкому кругу проблем, включая бедность и отсутствие конкурентности.

С 2008 по 2015 финансовые годы США выделили свыше 1 млрд долларов в рамках Инициативы региональной безопасности Центральной Америки (CARSI), на программы помощи в сферах безопасности и верховенства права. Корни CARSI растут из инициативы "Мерида", программы США по борьбе с транзитом наркотиков, организованной преступностью в США и, в меньшей мере, Центральной Америке.

В ответ на наплыв в 2014 году беспризорных несовершеннолетних президент Барак Обама встретился с лидерами Гватемалы, Сальвадора и Гондураса, и признал, что США "разделяют ответственность" как конечный пункт наркотрафика. (США являются крупнейшим в мире рынком потребления наркотиков).

Эксперты утверждают, что оружейное законодательство США и практика депортации уголовников (за период 2010-2012 страна депортировала примерно сто тысяч иммигрантов с уголовным прошлым в страны Северного треугольника) также вносят свой вклад в насилие.

Администрация Обамы запросила у конгресса 1 млрд долларов в 2016 финансовом году на поддержку стратегии США по участию в Центральной Америке. План, представляющий значительный рост ежегодных расходов в регионе, фокусируется на безопасности, организации управления и экономическом развитии. Бюджетный комитет правительства рекомендовал выделение 296,5 млн долларов для фонда CARSI; его сенатский клон предложил 675 млн долларов на новую стратегию.

"Переход от CARSI [к новой стратегии] отражает эволюцию взглядов и увеличение понимания важности верховенства права и государственных структур для успешности программ помощи", - сказал Шифтер. "Другой вопрос, чем все это в итоге заканчивается".

В январе 2016 года, посреди новой волны прибывших из региона, власти США собрали и депортировали обратно вновь прибывших искателей лучшей жизни, которым было отказано в предоставлении убежища. По словам администрации США этот шаг сделан с целью удержать на месте потенциальных мигрантов. Одновременно администрация объявила о том, что расширит программу беженцев до квоты в приеме 9 тысяч человек из Северного треугольника ежегодно, и подключит ООН для распространения требований к претендентам из Латинской Америки на получение убежища.

P.S. от переводчика: пара фотографий детей-солдат из упоминаемых мест.



Фото: Larry Towell/Magnum Photos/Agentur Focus

С 1979 по 1992 годы длилась гражданская война в Сальвадоре, столице одноименного государства в Центральной Америке. Городские партизаны вели тяжелые бои с правительством военных. В ряды герильи мог попасть любой: в ноябрьском наступлении на городской квартал Сояпанго участвовали и дети. Поддерживаемый США режим военных ответил жестокими ударами по гражданскому населению.



Фото: Larry Towell/Magnum Photos/Agentur Focus

В 80-е годы правительство Гватемалы обязывало гражданских лиц вести вооруженное патрулирование в деревнях коренного населения майя, которое в ходе длившейся 36 лет гражданской войны подвергалось планомерной резне со стороны армии и полувоенных структур. Граждане призывались насильственно, никто не казался слишком малым для этой страшной службы. Гватемала, 1987.
Перевод взят здесь.

З.Ы. Перспективы Украины???

гражданская война

Previous post Next post
Up