«Мы делили апельсин»: Прибалтика на искусственном дыхании еврофондов
Автор: Александр Носович
Пятая часть экономики балтийских стран - воздух. Точнее, искусственное дыхание, которое подается из Брюсселя для того, чтобы запустить хозяйственное сердце этих республик. Однако спустя десять европейских лет стало очевидно - дотации из структурных фондов ЕС для стран Балтии превратились из вспомогательного средства в цель.
Официальная экономическая история Литвы, Латвии и Эстонии после восстановления независимости сводится к трем базовым тезисам. Сначала балтийские экономики развивались рекордными и феноменальными темпами, затем по ним сильнее всех в мире ударил мировой финансовый кризис, а затем они также феноменально быстро справились с последствиями кризиса и вернулись к прежним рекордным темпам. Но отражают ли эти макроэкономические показатели (пусть даже местами успешные) реальный уровень эффективности экономических моделей стран Балтии? Среди экспертов, считающих, что не отражают, например, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, писавший летом 2013 года в своей колонке в New York Times: «Небольшой рост после сильного спада, в том числе и для Европы, - это только небольшой рост, который нельзя считать существенным и бесповоротным».
К тому же в случае с балтийскими республиками даже этот «небольшой рост» оказывается не полностью самостоятельным.
Одна из аудиторских компаний «большой четверки» - KPMG - подытожила семилетнюю финансовую перспективу ЕС на 2007-2013 гг. в отчетном докладе «Фонды ЕС в Центральной и Восточной Европе». Доклад опирался на информацию филиалов KPMG в 10 странах «новой Европы» за период 2007-2012 гг. Аналитики аудиторской фирмы рассмотрели цели и объемы полученных странами Центральной и Восточной Европы дотации из ЕС. Из доклада KPMG следует, что регион ЦВЕ в Евросоюзе остается депрессивным и дотационным: 18% его совокупного ВВП формируется за счет фондов ЕС.
Брюссельское финансирование выделяется странам-членам ЕС из трех основных фондов: Европейского фонда регионального развития (ERDF), Европейского социального фонда (ESF) и фонда сплочения (CF). Меньше всех зависит от брюссельских дотаций Словения - фонды ЕС там составляют 11,6% ВВП. При этом уровень ВВП на душу населения (частично отражающий производительность труда и благосостояние населения) в этой стране из 10 исследуемых государств выше всего. Аналогичная обратная зависимость прослеживается и в большинстве других случаев, в том числе - в странах Балтии.
Доля евродотаций в ВВП Литвы, Латвии и Эстонии, согласно KPMG, одна из самых больших в ЕС - 20% (больше от структурных фондов зависит только Венгрия - 25,5% совокупного ВВП). При этом подушевой валовой продукт в Латвии и Литве ниже, чем в среднем по региону.
На что же выдавались деньги странам Балтии в 2007-2012 годах? Формально - европейская помощь в основном пошла на инфраструктуру. Так, Эстония из 3,5 млрд евродотаций на эти цели получила 2 млрд, Латвия из 4,5 млрд евро - 3,2 млрд, Литва из 6,8 млрд евро - 4,3 млрд. Выделение средств своим дотационным членам, в первую очередь, на инфраструктуру - стандартная практика руководства Евросоюза. Мотивация Брюсселя понятна - это стремление заложить основу для самостоятельного роста национальных экономик. Однако в прибалтийском случае эта логика не работает.
Инфраструктурные проекты в странах Балтии - это, прежде всего, закрытие Игналинской и строительство Висагинской АЭС, железнодорожная магистраль Rail Baltica, терминалы сжиженного природного газа, электросмычка с Польшей и Швецией - проекты, подчиненные политическим идеям максимального размежевания с Россией. Рентабельности в этих проектах нет (или она минимальна), потому что в них нет экономики. Безусловно, некоторая часть инфраструктурных дотаций ЕС приносит пользу странам Балтии: за их счет происходит «косметический ремонт» существующей инфраструктуры, вроде частичной модернизации железнодорожного полотна.
source more here
http://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/my-delili-apelsin-pribaltika-na-iskusstvennom-dykhanii-evrofondov08012014/PS. ta chast' materiala kotoruju ja privjol vyshe, kazhetsja mne dostatochno adekvatnoj, hotja konechno kak vsegda mozhno sporit' o cifrah. no KPMG imho vpolne serjoznyj istochnik v finansovyh voprosah. nu a ostal'noj tekst v etom materiale napisanoj kakoj-to neponjatnoj litovskoj uchonoj, i v jejo materiale net ni cifr ni grafikov ni kakih libo raschotov podtverzhdajushego jego. sootv. zdes' adekvatnoje, ostal'noje "voda"/mnenije/pustaja boltovnja.
PPS. ne v kojem sluchaje NE mogu skazat', chto-to po povodu etoj uchonoj. vyshestojasheje zamechanije eto prosto po povodu samogo materiala. imho bez predostavlenija cifr, grafikov i raschotov takije zajavlenija kak delajet eta uchonaja vygledjat nepodtverzhdjonnymi... neserjoznymi..