Mar 04, 2012 07:56
Прибыв на свою кафедру, епископ Иннокентий вновь принялся за свою просветительскую деятельность. Она теперь стала шире, полнее и плодотворнее, так как новое архипастырское звание и полученные им материальные средства позволяли устранить те слабые стороны миссионерского дела, которые ранее его беспокоили.
Для этого архипастырь отправляется в долгие и трудные путешествия по своей бескрайней епархии. В труднейших условиях ему приходилось проезжать десятки тысяч километров.
Вот как сам святитель описывает свое путешествие по Камчатке в письме к митрополиту Московскому Филарету от 1 августа 1843 года: "Скажу нечто и о путешествии моем по Камчатке и Охотской области. Из Камчатки выехал я 20 ноября 1842 года, и 3 апреля прибыл в Охотск, проехав более 5000 верст на собаках и отчасти на оленях, и пробыв собственно в пути 68 дней, а прочее время проведено в прожитии на разных местах. Повозочка моя, в которой я ехал всю дорогу, была весьма похожа на гроб, то есть также узка и длинна и такой же формы, - только тем отличалась от гроба, что на полозьях и на задней части иной был зонт. Нередко случалось ехать по узкой дороге, пробитой между глубокими снегами; и тогда мне казалось или приходило на мысль, что я еду в гробе по длинной могиле: ибо только стоило остановиться и велеть зарыть себя. Более 25 дней проведены вне всяких жилищ, которые или проезжали мимо, или в которые нельзя войти: 7 дней проведены совершенно в пустых местах. Мороз (в 63 градуса северной широты) иногда был очень жесток, но благословен Господь, хранящий меня во всех путях моих! Несмотря на быстрые резкие перемены воздуха, воды, пищи и проч., я и все сущие со мною были совершенно здоровы".
Путешествуя по Алеутским островам, святитель вел дневниковые записи, в которых имеется немало примечательных фрагментов, раскрывающих перед читателем суть его пастырских наставлений как местным жителям, так и служащим в этих краях священникам: "Несколько страниц можно бы занять описанием того, как встретили и повсюду встречали меня Алеуты и, как я встречал их здесь и в других местах; скажу кратко: они встречали меня как отца, которого они, как видно, очень помнят (не скажу более); а я, как детей, как братьев, как искренних друзей, которых я люблю (похвалюсь) христианскою чистою любовию.
Первое, чем я был особенно порадован и утешен, было то, что я своими глазами увидел, что переводы мои на Алеутский язык не лежат в укладке, а читаются даже женщинами, из коих одна Креолка удивляет всех своим ясным, вразумительным и толковым чтением".
"Для утверждения Алеутов и прочих в вере и благочестии сделаны мною следующие распоряжения:
Священнику сказано, так же как и Кадьякскому, собирать всех детей в праздники в церковь или лично или чрез дьячка, знающего Алеутский язык, учить их обязанностям, требовать исполнения и проч.; второе во время Литургии, после обыкновенного чтения Евангелия на славянском языке, читать из Алеутского Евангелия от Матфея, вместо поучения, самому священнику, или заставлять дьячка читать из книжицы Алеутской под названием Указание пути в царствие небесное; а во время говения и другие дни читать из Алеутского катихизиса".
"Во всех церквах, мною посещенных, я отправлял Литургии, а в часовне - молебны или бдения, и после оных предлагал поучения; а также ни одного селения, через которое я проезжал, не оставил без того, чтобы не напомнить о главной цели существования на земле. И, кроме того, не оставлял без поучения встречавшихся тунгусов в местах пустынных, я служил для них молебны под открытым небом".
Управляя своей епархией, Владыка Иннокентий вменял всем священникам в обязанность проведение занятий с прихожанами, особенно с молодежью, в своих приходах. Он сам преподавал Закон Божий в своем епархиальном доме - по вторникам девочкам, а по средам - мальчикам. В письме к графу Н. А. Протасову святитель излагал свои задушевные мысли на преподавание Закона Божия:
"Мы, как пастыри, учители, наследники Апостолов должны быть верны своему призванию, а значит - учить. Иначе мы будем словно языческие жрецы - просто совершители таинств и обрядов".
Большие усилия прилагал архипастырь-миссионер к тому, чтобы облегчить совершение Божественной Литургии в тех экстремальных условиях, которые отличали его епархию. Летом 1845 года он написал наставление об употреблении переносных антиминсов, которые раздавались священникам во время их миссионерских поездок, "дабы каждый православный житель имел возможность безотлагательно причаститься Святых Таин при возможности".
"Владыка советовал духовенству проповедовать перед совершением Таинства Исповеди и перед Святым Причастием. Он писал: "Проповедь слова Божия есть всегда лучшая подготовка к Причастию". Сам Владыка следовал этому правилу с давних пор. В его церковном дневнике за 1825-1826 годы записано следующее: "Совершал богослужение и проповедовал по праздникам, проповедовал также перед исповедью, поскольку положил неопустительно проповедовать перед исповедью".
В этой связи также хотелось бы отметить подход святителя к исповеди священников в его удаленной епархии. Учитывая большие расстояния между приходами и затруднительность общения между пастырями, в переписке с митрополитом Филаретом Владыка Иннокентий предлагал письменную исповедь для священников и, соответственно, ответные разрешения от грехов, пересылаемые по почте. Но святитель Филарет, видя неудобство такой формы, предлагал по нужде совершать чин исповеди пастырю над самим собой и даже предложил молитвенную форму для этого.
Кроме трудов в деле просвещения местных племен, архипастырю приходилось заботиться и о духовенстве своей епархии, которое находилось, порой, буквально в бедственном положении. Святитель старался всячески изыскать средства к поддержанию семейных священников, облегчить их трудности.
В 1841 году Владыка Иннокентий написал труд, сразу же ставший классическим образцом наставления к пастырям, подвизающимся в нелегком и ответственном служении по просвещению народов, пребывающих во тьме язычества, "Главнейшие наставления, касающиеся духовных обязанностей веропроповедника".
Труд состоит из трех частей, в которых даются краткие по форме, но чрезвычайно емкие наставления, необходимые каждому священнику, вступающему на нелегкую, но благодатную стезю миссионерства.
"Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводит всякое благоначинание и дело; а потому всегда, и особенно пред всякою беседою с неведущими, которых желаешь просветить словом Истины, обращайся к Богу с теплою молитвою" - пишет святитель.
"Христианство есть потребность, удовлетворение и утешение преимущественно сердца, а не одного ума; и потому в преподавании учения веры надобно стараться действовать более на сердце, нежеле на ум...
Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника; но сие состояние есть одно из важнейших в обращении человека и есть возделанная земля для насаждения семени христианства".
Святитель призывал миссионеров к разумности и гибкости в процессе воцерковления новокрещенных, при которой необходимо учитывать специфику жизни обращаемых ко Христу племен. Например, он указывает: "Соблюдать посты так, как соблюдают обыкновенно, т.е. переменою пищи, вземляемой из царства животных, на одну растительную, тамошние жители почти совсем не могут по самой местности; и пост их удобнее может состоять не в качестве, но в количестве и времени употребления пищи. И потому не должно их принуждать к соблюдению постов переменою пищи, но во-первых объяснять им намерения учреждения постов и пользу их; потом, по мере их убеждения и усердия располагать их к сохранению поста в известные дни таким образом, чтобы смотря по обстоятельствам уменьшать количество приемлемой пищи и не принимать оной в ранние часы дня. Что касается до дней Страстной Седмицы, и особенно дней перед Святой Пасхою, то убеждать всех проводить их в возможном посте и телесном и душевном в память спасительных страданий Иисуса Христа.
...Слушание обыкновенных богослужений, кроме Литургии, не поставлять непременною для новообращающихся обязанностию, и строгого исполнения сего не требовать; а потому во время путешествий твоих по отдаленным местам, - когда обыкновенно все посещаемые тобою должны исповедоваться и причащаться святых Тайн, - не считать непременным то, чтобы они ходили в церковь целую неделю, как делается у нас обыкновенно, но столько, сколько позволяют обстоятельства, и только советовать и напоминать им, чтобы они в то время как можно чаще в сердце своем молились Богу о прощении грехов своих, и также соблюдали бы, как возможно, строгий пост. Поучение Слову Божию для них всегда есть лучшее приготовление к принятию Таинств, нежели чтение обыкновенных псалмов и молитв; потому что никто из них весьма долгое время не будет понимать того, что читается в церкви"
И как бы отвечая на появлявшиеся уже в те годы в "прогрессивной" печати упреки, адресованные русским миссионерам, в том, что они проводят насильственную русификацию обращаемого населения и нивелируют их национальную самобытность, Владыка Иннокентий писал в "Наставлении": "От старых обычаев не противных христианству, вдруг не отводить, но только объяснять, что им сие дозволяется по снисхождению".
"Для того, чтобы умножить число принимающих святое Крещение, отнюдь не употреблять каких-либо мер и средств, несвойственных Евагельскому духу и неприличных проповеднику, как то: ни принуждений, ни угроз, ни подарков, ни обещаний (льгот и проч.), ни каких-либо суетных обольщений, но всегда действовать с апостольской искренностью".
"К сподоблению святого Крещения инородцев приступать не ранее, как они будут научены тобою вышеизложенным предметам веры и закона, и когда они сами изъявят на то свое согласие".
И как завещание каждому проповеднику, не взирая на национальный и социальный состав его паствы, звучат слова святителя:
"Более постоянное пребывание иметь тебе там, где будет более полезно и нужно. Сугубо счастлив тот проповедник, пребывание которого у себя инородцы считают своим счастием".
Великие труды архипастыря не проходили незамеченными. Еще в 1850 году он был возведен в сан архиепископа, а в 1856 году был приставлен к Ордену св. Александра Невского.
К этому времени архиепископ Иннокентий уже был 70-летним старцем. Здоровье его от непрерывных трудов стало слабеть: давняя болезнь глаз усилилась настолько, что он стал с трудом разбирать поступающую к нему корреспонденцию. Владыка Иннокентий уже стал думать об уходе на покой, но в это время к нему приходит весть о назначении его на Московскую кафедру на место почившего святителя Филарета. В Москве он служил в сане митрополита 11 лет, с 1868 по 1879 годы.
Став митрополитом Московским святитель сразу же стал думать об организации миссионерского общества, целью которого было "содействовать православным миссиям в деле обращения в православную веру не-христиан... и утверждение обращенных как в истинах так и в правилах христианской жизни... святость сего дела, великая важность его для Православной Церкви и государства сами собой очевидны"
25 января 1870 года в Москве было открыто Православное миссионерское общество, которое возглавил сам святитель Иннокентий, вскоре оно стало Всероссийским.
Для подготовки кадров, необходимых для миссионерского служения митрополит Иннокентий создал миссионерский образовательный центр в Московском Покровском монастыре. Братия этого монастыря должна была пополняться людьми, способными к делу миссии. Кроме того монастырь давал приют потерявшим силы и здоровье одиноким миссионерам.
Не без решающего влияния святителя в 1870 году была учреждена Японская Православная духовная миссия, попечителем которой до конца своих дней оставался митрополит Иннокентий. По инициативе святителя была открыта архиерейская кафедра Якутская и Вилюйская. Сам архипастырь лично заботился о посылке миссионеров в Сибирь и Северную Америку, а также об устройстве на покой бывших миссионеров.
Личность святителя оставила свой неизгладимый след в сердцах у всех, кому довелось встретить его на своем жизненном пути. Так путешественних Джорж Симпсон писал: "С первого взгляда внушал он уважение; а при дальнейшем знакомстве с ним любезность проявлялась в каждом его слове, и почтение к нему переходило в любовь. Его способности и дарования соответствовали его высокому положению. При всем этом прост в обращении и чужд всякого жеманства. Речь его приятна и поучительна, и беседу с ним очень ценят те, кто имел честь быть с ним знаком".
А выдающийся русский писатель И. А. Гончаров так характеризовал митрополита Иннокентия:
"Тут русские черты лица, русский склад ума и русская коренная, но живая речь. Он очень умен, и знает много и не подавлен схоластикой, а все потому, что кончил учение не в Академии, а Иркутске и потом прямо пошел учить и религии и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов".
Ревностно относясь к своему высокому пастырскому призванию, святитель Иннокентий в своих письмах, проповедях и наставлениях, заметках оставил ряд замечательных мыслей, посвященных пастырскому служению.
"Святитель Иннокентий понимал насколько внутреннее духовное содержание человека ценнее и благодатнее внешнего развития, настолько ценнее те пастыри, у которых "замечается дух молитвы, деятельности, кротости, опрятности. "Подобные люди для Церкви дороже, можно сказать золота, - писал святитель, - они, зная свои недостатки по учености, не будут заноситься... будучи кротки и исполнительны будут любимы своими прихожанами и даже врагами, а имея молитвенный дух, они всегда будут назидательны и без слов; молитвою же и смирением они могут достигнуть духа любви, а с любовью чего они не сделают и чего не перенесут?".
Святитель не раз подчеркивал Божественное призвание к пастырскому служению:
"Я убедился опытом, что выбор людей, на служение Богу, зависит прямо от Бога".
Замечательные слова сказаны Владыкой Иннокентием в письме к обучавщемуся в семинарии своему сыну Гавриилу: "Молись Богу; учись молиться Богу. Это главнейшая наука, особливо для того, кто готовится быть наставником других. Бога ради, храни себя в чистоте: в тысячу раз легче бороться со страстями до падения; а падший раз, делаешься уже невольником и рабом. Не связывайся с теми, кто не охотник молиться Богу, как бы он ни был учен и умен. Ты просишь у меня денег. Я бы дал тебе охотно; но не дам; но гораздо будет лучше, если ты потерпишь нужду. Кто не испытал нужд, тот не может верить нуждающимся, и тот худой хозяин, а худой хозяин - худой пастырь".
Пастырское служение должно быть несено с глубоким чувством собственного недостоинства:
"Кто не хочет носить смиренного платья, тот значит, горд. А гордым не дается и не дастся благодать, а без благодати пастырь - не пастырь, а наемник".
Но сугубо ответственным служением считал святитель пастырство среди людей, не просвещенных светом Христова учения:
"Блажен, кого изберет Господь на такое служение! Но сугубо блажен тот, кто со всею ревностию, искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служения. Ибо мзда его многа на небеси. Но горе тому, кто призван и поставлен благовествовать, и не благовествует! И еще горше тому, кто прошед сушу и море для того, чтобы обратить других, делает обращенных сынами геенны, сугубейшими себя".
"Помни всегда, - поучает святитель Иннокентий, - что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви.
В характере пастыря непременно должна быть склонность к трудолюбию:
"Деятельный при самых слабых способностях своих полезнее многоученного лежаки, потому что он много переделает дела и следовательно сделает добра, а даровитый и ленивый - ничего, и слава Богу, если он только этим и кончит свое многоученное поприще; а то беда, коли примется учить по своему мудрованию".
И как заповедь каждому вступающему на этот благодатный путь звучат слова великого пастыря:
"Вам открыта широкая дверь, извольте входить, исходить и износить пасомым вашим слово здравое, чистое, питательное, благоуханное и спасительное".
Скончался святитель Иннокентий 31 марта 1879 года и похоронен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. По про сьбе Американской Православной Автокефальной Церкви Деянием Священного Синода Русской Православной Церкви апостол Аме рики и Сибири митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был причислен к лику святых. Память святого совершается дважды в год 5 31 марта (13 апреля) - день кончины и 23 сентября (6 октября) - день прославления.
"Образ веры и воли, молитвы и труда, сочетание личного и научного творчества, - всему нашему расслабленному времени - святитель Иннокентий должен стать отныне примером, источником вдохновения и помощи.
Святитель Иннокентий, моли Бога о нас !".