«Цитата от Игоря Нака: «Воровать у государства надо красиво»…»

Mar 30, 2011 23:42

О том, как на Ямале «уходили» деньги «Газпрома», как пряталась документация фирм известного VIP и как угрожали неугодным партнерам

Громкое уголовное дело по хищениям средств «Газпрома», выделенных на строительство на Ямале железнодорожной ветки Обская - Бованенково, о котором стало известно на прошлой неделе, - лишь вершина огромного айсберга финансовых махинаций. Вообще же в рамках «холдинга «Ямалтрансстрой» Игоря Нака - известного уральского VIP, «единоросса», депутата Тюменской облдумы, руководителя Объединения работодателей Ямала - «проворачивались» дела и похлеще. «URA.Ru» побеседовало с известным строителем, бывшим депутатом Госдумы ЯНАО и бывшим партнером Игоря Нака - Павлом Небовым, который рассказал о том, что творилось на самой легендарной стройке «Газпрома» на Ямале.

На прошлой неделе стало известно, что силовики возбудили и расследуют уголовное дело в отношении гендиректора ОАО «Мостострой-13» Владимира Горшкова, гендиректора ООО «Сигма» Михаила Черепанова и неустановленных лиц по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата чужого имущества). В период 2008-2010 годов на основании субподрядных договоров «Мостострой-13» выполнял работы по строительству объектов и сооружений на трассе Обская-Бованенково на Ямале. Финансирование осуществлялось «дочкой» ОАО «Газпром» - ООО «Газпромтранс». По данным следствия, Горшков по предварительному сговору с Черепановым с сентября 2009 года по март 2010 года, используя заведомо подложные договоры подряда, похитили 843 млн 697 тыс. рублей у «Мостостроя-13». А затем легализовали похищенные деньги на общую сумму 743 млн 32 тыс. рублей. Расследование уголовного дела продолжается.

Отметим, генподрядчиком «Газпрома» по строительству железнодорожной ветки Обская-Бованенково является ОАО «Ямалтрансстрой» (Москва) депутата Тюменской областной думы Игоря Нака. «Мостострой-13» (зарегистрирован в городе Лабытнанги) - аффилированное с «Ямалтрансстроем» предприятие. Согласно списку аффилированных лиц «Мостостроя-13» на конец 2010 года, 51,56% акций этой компании принадлежит ОАО «Нефтересурсы» (также связано с «Ямалтрансстроем»), еще 23,44% акций - у ООО «Оскар», которое в ноябре прошлого года приобрело этот пакет у еще одной компании Нака - ОАО «Ямалтрансстрой» (Лабытнанги).

«URA.Ru» связалось с одним из акционеров «Мостостроя-13» - известным на Ямале строителем, бывшим депутатом Госдумы округа Павлом Небовым, который еще несколько лет назад активно сотрудничал с Игорем Наком, пока не понял размаха махинаций, происходящих в так называемом «холдинге «Ямалтрансстрой»».

- Павел Борисович, в отношении руководителя «Мостостроя-13» возбуждено уголовное дело. Вы в курсе ситуации?

- Да, конечно. Дело в том, что я сам уже больше года обращаюсь в правоохранительные органы и Ямала, и Москвы с заявлениями и просьбой провести проверку в компаниях, аффилированных с «Ямалтрансстроем». В том числе по поводу обналичивания средств, которые «Газпром» выделял на строительство железной дороги Обская - Бованенково и всех объектов в рамках этой трассы.

- Как вы попали в этот проект?

- Начнем с того, что железная дорога станция Обская - станция Бованенково - станция Карская протяженностью 585 км была утверждена «Газпромом» для освоения и обустройства месторождений полуострова Ямал. Для реализации проекта министерство транспортного строительства СССР создало в 1985 году производственное строительно-монтажное объединение (ПСМО) «Ямалтрансстрой» в городе Лабытнанги на Ямале. С 1985 года по 2004 год было построено и введено во временную эксплуатацию 267 км железной дороги и запроектировано до 525 км. Игорь Нак возглавляет ПСМО «ЯТС» с 1992 года. В результате приватизации и реорганизации около 80% акций «Ямалтрансстроя» к 2004 году принадлежало семье Наков, еще 10% отошло менеджменту объединения.

Павел Небов (на фото) обращался в правоохранительные органы Ямала, однако ход делу дали только московские силовики

В 2002 году Игорь Нак пригласил меня возводить мосты на строящейся железной дороге. Я думал больше года, так как о Наке в бизнес-сообществе Ямала отзывались не очень хорошо. В 2003 - 2004 годах «Газпром» принял решение достроить железную дорогу, контракт приблизительно оценивался в 100 млрд рублей. В 2004 году мы создали ОАО «Мостострой - 13» (Лабытнанги). 50% акций принадлежало предприятиям Нака, еще 50% - ООО «СП К2К», где я работал генеральным директором.

- У Нака были налажены связи в «Газпроме»?

- В 2006 году Нак познакомил меня с людьми, представлявшими интересы каких-то высокопоставленных чиновников от «Газпрома». Одним из них был Игорь Леоненко. Со слов Нака и Леоненко мне известно, что в «Газпроме» они общались с Ярославом Голко (начальник департамента инвестиций и строительства, член совета директоров) и его доверенным лицом Виктором Будиловым.

В конце 2006 года Нак сказал мне, что для получения контракта по строительству мостов на железной дороге (а это 34 млрд рублей) ООО «СП К2К» должно продать 25% своих акций ОАО «Мостострой-13» лоббистам от «Газпрома». Кроме того, «Мостострой-13» должен был покупать технику в лизинг через компанию «ТГИ лизинг», которая была подконтрольна Леоненко. Эти условия я вынужден был выполнить полностью.

Нак с новыми компаньонами начал тщательно готовиться к достройке железной дороги. Они добились контроля над ОАО «Инжиниринговый Центр Ямал», которое выиграло тендер по проектированию железной дороги, и заменили там гендиректора на своего человека.

- Что было дальше?

- В 2006 году «Газпром» в результате тендера выбрал генподрядную организацию на достройку железной дороги в лице ОАО «Ямалтрансстрой» (Лабытнанги). Чтобы полностью контролировать стройку и ее бюджет, Нак с компаньонами после принятия решения «Газпромом» на заключение контракта «подложили» документы брендового двойника ОАО «Ямалтрансстрой», зарегистрированного в Москве в 2004 году. Московский «Ямалтрансстрой» только по внешним признакам (название, лицензии, логотип, коммерческое представление) соответствовал настоящему ОАО «Ямалтрансстрой», зарегистрированному в 1985 году в городе Лабытнанги. У московской компании Нака не было ни надлежащего опыта строительства, ни квалифицированных специалистов, ни необходимой техники. Таким образом, контракт стоимостью около 80 млрд рублей был заключен на «пустую» компанию. Безусловно, это произошло при содействии «газпромовцев», в частности, Ярослава Голко.

«Газпром» выделял миллиарды рублей на строительство этой железной дороги. Теперь эти деньги еще предстоит поискать

Второй контракт, который пролоббировал Голко для Нака, был заключен «Газпромом» с ОАО «Нефтересурсы» на строительство самого длинного в России и самого длинного в мире за Полярным кругом моста стоимостью более 20 млрд рублей. Надо отметить, что «Нефтересурсы», также подконтрольные Наку, на момент заключения контракта не построили ни одного погонного метра мостов. Ровным счетом как и на сегодняшний день.

- Павел Борисович, когда вы начали подозревать неладное?

- В начале 2008 года Игорь Нак объявил о создании «холдинга «Ямалтрансстрой»», а в качестве основного собственника этого холдинга он представил Игоря Леоненко. Был разработан устав «холдинга ЯТС», назначен координатор - им стал Андрей Козадаев. Регистрация холдинга (группы компаний) подразумевает уплату единых налогов для всех компаний, входящих в холдинг. Это правильно с точки зрения Налогового кодекса РФ, но очень «накладно» для собственников холдинга. Впоследствии, в начале 2009 года, мне стало известно, что группу компаний («холдинг ЯТС») никто не регистрировал и не собирался регистрировать, а эта «дымовая» завеса нужна была для введения менеджмента всех компаний в заблуждение, чтобы с помощью их рук «красиво воровать деньги у государства» (цитата Игоря Нака).

- Что представляет из себя этот «холдинг»?

- Вся производственно-хозяйственная деятельность «холдинга «Ямалтрансстрой» осуществляется Наком и Леоненко путем проведения открытых совещаний и передачи устных распоряжений через своих друзей, родственников и доверенных лиц, расставленных на руководящих должностях в предприятиях «холдинга». На конец 2009 года в «холдинг Ямалтрансстрой» входило 30-40 компаний - юридически внешне независимых, но фактически полностью подконтрольных Наку и Леоненко.

Все предприятия «холдинга «Ямалтрансстрой» были обременены Наком и Леоненко «данью» в размере 20% от оборота для «капитализации бизнеса». В конце 2008 года мне попали черновики бизнес-проектов компаний «холдинга «Ямалтрансстрой»» на 2009 год. Несмотря на гигантскую «капитализацию бизнеса», средств на текущую деятельность по строительству железной дороги не хватало. И это при том, что «Газпром» выделил большой аванс на закупку материалов. Планировались огромные займы. Из разговоров с другими руководителями компаний, входящих в «холдинг «Ямалтрансстрой», мне стало очевидно, что нас используют «втемную» для обналичивания денег.

- И вы решили покинуть «холдинг»…

- Да, в ноябре 2008 года я впервые попытался уйти из «холдинга Ямалтрансстрой». У меня состоялся неприятный разговор с Игорем Наком. Он путем шантажа и откровенных угроз «уговорил» меня остаться и достроить мосты, обещая не привлекать ОАО «Мостострой-13» к обналичиванию денежных средств, выделенных «Газпромом» на строительство железной дороги и мостового перехода через реку Юрибей.

В декабре 2008 года двоюродная сестра Нака Марина Мацкепладзе (гендиректор ООО «Айти-Холдинг», которое также входит в состав «холдинга «Ямалтрансстрой») организовала вывоз из города Лабытнанги в Москву всей первичной бухгалтерской документации крупных компаний «холдинга». Это ОАО «Мостострой-13», ОАО «Ямалтрансстрой» (Москва), ОАО «Ямалтрансстрой» (Лабытнанги), ООО «Нефтересурсы» (Лабытнанги), ОАО «Нефтересурсы» (Москва), а также другие фирмы. Это объяснялось якобы необходимостью проведения аудиторской проверки для привлечения инвесторов. Документы вывозились в Москву в два этапа, самые свежие самолетом, а более поздние - на грузовике через республику Коми.

Осенью 2009 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и Игорь Нак с помпой открывали уникальный мост через реку Юрибей. Выясняется, что подряд на его стройку в свое время получила фирма-«пустышка»

Документы и до сей поры находятся в Москве. Но где именно, известно только Мацкепладзе и нескольким доверенным лицам Нака. Кроме того, Мацкепладзе же периодически «освежает» договоры по аудиторским проверкам. Она лично говорила мне, что вся документация вывозится не для аудиторской проверки, а с целью сокрытия от контролирующих органов и посторонних глаз, так как без вывезенной первичной документации человеку со стороны практически невозможно разобраться, какой договор настоящий, а какой фиктивный. Без данной документации все договоры на первый взгляд выглядят как настоящие.

- Игорь Нак выполнил обещания, данные вам?

- Тех обещаний, которые Игорь Нак давал по поводу отказа от «обналички», хватило равно на три месяца. Обналичивание крупных денежных средств в «холдинге «Ямалтрансстрой»» приняло явно открытый характер. Нак вместе с Леоненко увеличили объем обналичивания до 25% от оборотов всех предприятий. Как Нак «уговаривал» руководителей предприятий, мне неизвестно. Я знаю, что «холдинг «Ямалтрансстрой»» брал и берет крупные займы в разных банках для обналичивания (Сбербанк, ВТБ, Пересвет банк и другие).

При налоговых проверках компаний первичная бухгалтерская документация на Ямал не привозилась. Гендиректора ООО «Нефтересурсы» Сосова «прятали» от налоговой проверки за границей в течение 5-8 месяцев.

В январе 2009 года я в очередной раз попытался уйти из «холдинга «Ямалтрансстрой»», даже две недели не выходил на работу.

- Получилось?

- В этот раз давление на меня оказывали уже двое - Нак и Леоненко. Я реально боялся за свою семью, и на этот раз они «уговорили» меня достроить мосты, пообещав, что рассчитаются со мной как с собственником по окончании стройки. По плану мы должны были завершить строительство всех мостов до станции Бованенково к ноябрю 2009 года. Мы уложились в сроки, и я начал вести переговоры о продаже моих 25% акций ОАО «Мостострой-13». Этот пакет я предложил сначала «холдингу «Ямалтрансстрой»», а когда те отказались, я нашел других покупателей. Мои потенциальные покупатели хотели ознакомиться с реальным финансово-экономическим состоянием «Мостостроя-13», и я обратился к Игорю Наку с просьбой вернуть документы предприятия из Москвы в Лабытнанги. Нак в грубой форме отказал мне и перестал меня принимать и отвечать на мои телефонные звонки.

В марте 2010 года Нак и Леоненко перед сдачей годового баланса за 2009 и баланса за первый квартал 2010 года предприняли попытку вывода активов из ОАО «Мостострой-13» на сумму более 1 млрд рублей. Так, они начали оформлять покупку несуществующих материалов от ОАО «Ямалтрансстрой» (Лабытнанги) и ООО «Нефтересурсы» на сумму около 400 млн рублей. Кроме того, они подписали несуществующие генподрядные услуги на «Ямалтрансстрой» (Лабытнанги) в сумме 530 млн рублей, а также оплатили компании «Ставропольстроймонтаж» 200 млн рублей за фиктивные строительно-монтажные работы при отсутствии подписанных договоров.

- Вы как-то пытались повлиять на ситуацию?

- По этим фактам налоговых нарушений я написал три открытых письма - Игорю Леоненко и менеджменту «холдинга «Ямалтрансстрой»» на 22 листах, генеральному директору и собственникам ОАО «Мостострой-13» (Станиславу Тихонову, Игорю Наку, Ларисе Яшкиной) на 2 листах, обращение к членам совета директоров и ревизору ОАО «Мостострой-13» на 43 листах.

В марте 2010 года в ОАО «Мостострой-13» началась плановая налоговая проверка за период 2007-2009 включительно. Реакция на мои три письма последовала незамедлительно: на встрече 9 апреля 2010 года в переговорной ОАО «Ямалтрансстрой» в Москве Игорь Лапенков, который в «холдинге» отвечал за экономическую безопасность, пригрозил мне физической расправой, если я буду продолжать писать открытые письма и «искать правду».

После этого с середины апреля по начало мая 2010 года я написал и зарегистрировал семь заявлений в ОВД по городу Лабытнанги, в управление по налоговым преступлениям УВД по ЯНАО и в Межрайонную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО по выявленным мною фактам налоговых преступлений. Этим заявлениям не был дан ход, а вот в отношении меня начались гонения. 14 мая прошлого года, когда Игорь Леоненко передавал мне копии платежных поручений и векселей в счет взаиморасчетов, я был задержан сотрудниками УВД по Западному административному округу Москвы. В отношении меня возбудили уголовное дело по ст. 163 ч.3 (вымогательство).

Я уверен, что к хищениям денежных средств в «холдинге «Ямалтрансстрой»» причастны депутат Тюменской областной думы Игорь Нак, Игорь Леоненко, а также ряд сотрудников правоохранительных и налоговых органов, покрывающих их преступную деятельность. И я готов подписаться под каждым сказанным мною словом.

коррупция Мостострой-13 Игорь Нак РосПил

Next post
Up