Знаменитые советские бронепоезда

Jun 23, 2016 22:21

Оригинал взят у 05_10_13 в Знаменитые советские бронепоезда
Оригинал взят у logik_logik в Знаменитые советские бронепоезда
[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у villmanstrand в Знаменитые советские бронепоезда
Оригинал взят у janis60 в Знаменитые советские бронепоезда


21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования, получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в своё наименование прилагательное «особый». В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда: «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.



Фото: Георгий Зельма/РИА Новости



Оригинал взят у slavikap в Знаменитые советские бронепоезда
Оригинал взят у karhu53 в Знаменитые советские бронепоезда
Знаменитые советские бронепоезда
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Бронепоезд «Илья Муромец» был построен в 1942 году в Муроме как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия и вагоны были сделаны рабочими в свободное время. Бронепоезд был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными минометами «Катюша». За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. За бесшумный ход, высокую скорость и колоссальную огневую мощь немцы прозвали бронепоезд «русским призраком». За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Свой первый бой бронепоезд «Илья Муромец» принял в апреле 1942 года у станции Выползово. А чуть позже участвовал в налете на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля - крупного узлового центра Волынской области УССР - произошло единственное лобовое сражение бронепоездов 2-й мировой войны между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и «Адольф Гитлер» был уничтожен. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошел до Берлина, так как мост через Одер был разрушен. В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в Муроме установили памятник «Илье Муромцу» в виде макета паровоза в натуральную величину.



Фото: Soniaromanoff/WIkimedia Commons

КОЗЬМА МИНИН

Бронепоезд «Козьма Минин» был построен в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Боевая часть бронепоезда состояла из бронепаровоза, двух крытых бронеплощадок, двух открытых артиллерийских бронеплощадок и четырех двухосных контрольных платформ. Защищенный броней толщиной 30-45 мм «Козьма Минин» был оснащен зенитными пушками, которые позволяли вести прицельную стрельбу на дальность до 12 километров, и пусковыми установками М-8, обеспечивающими точное поражение живой и технической силы противника. Кроме того, бронепоезд мог возить с собой обширный боезапас, а в боевых условиях использоваться также в качестве тягача. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Летом бронепоезд красили в темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - в белый цвет.
За три года бронепоезд преодолел более 2.5 тысяч километров, поразив 15 немецких самолетов и 2 огневые точки. В дни Курской битвы экипажи «Козьмы Минина» обеспечивали огневую поддержку наступающим войскам 61-й армии. После войны был найден на Урале, отреставрирован и установлен на постаменте в Нижнем Новгороде.



Фото: Smolov.ilya/Wikimedia Commons

БРОНЕПОЕЗД № 1 «ЗА СТАЛИНА»

Бронепоезд «За Сталина!» был построен на Коломенском заводе имени Куйбышева 10 сентября 1941 года. Он состоял из двадцати вагонов, четыре из которых предназначались для личного состава: вагон-мастерская, вагон-кухня, командно-санитарный и вагон-баня, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей - боевой и ремонтной, или базовой. Боевая часть состояла из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза серии 9П, подвергнутого очень сильной модернизации и снабженного тендером, и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструментов. Бронепоезд был оснащен четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами «Максим» и двумя спаренными пулеметами «ДТ», которые могли вести круговой обстрел, а также зенитными установками. Толщина брони поезда достигала 45 мм.
Бронепоезд не успели зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии: в первом же бою 10 октября 1941 года на 174-м км Западной железной дороги между станциями Колесники и Гжатск бронепоезд №1 был обстрелян. Паровоз получил повреждения, бронепоезд остановился и был выбит из строя. Немцы захватили и расстреляли оставшуюся часть команды, в живых осталось только семь человек. Позже немцы восстановили паровоз и одну бронеплощадку и использовали их в составе своих бронепоездов.



Фото:mechcorps. ru

ЖЕЛЕЗНЯКОВ

Бронепоезд «Железняков», прозванный немцами «Зеленым призраком», был построен на Севастопольском морском заводе 4 ноября 1941 года. Рабочие завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой. На бронеплощадках были установлены пять 100-миллиметровых орудий и 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза в состав входил также дополнительный мощный локомотив.
7 ноября 1941 года «Железняков» вышел на первое боевое задание: обстрелял немецкую пехоту у деревни Дуванкой (Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины. С 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, около полутора тысяч солдат и офицеров противника. 5 июня 1942 года «Железняков» в бою с колонной немецких танков подбил не менее 3 бронированных машин. За первый год войны бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Во время второго штурма Севастополя «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.
26 июня 1942 года 50 немецких бомбардировщиков нанесли удар по Троицкому тоннелю, где базировался «Зеленый призрак». Обломками завалило 2-ю бронеплатформу. Второй выход из тоннеля еще сутки оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен. Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Используя восстановленные бронеплощадки «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами. В мае 1944 года бронесостав был взорван немцами при отступлении.




БАЛТИЕЦ

3 июля 1941 года рабочие Лениград-Балтийского электродепо приняли решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза предоставил Ижорский завод. Рабочие назвали бронепоезд «Балтийцем», и с июля 1941 года он действовал на Ленинградском фронте. Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. В команду бронепоезда вошли добровольцы-железнодорожники электродепо и кадровые артиллеристы. Широко развитая железнодорожная сеть Ленинградского узла позволяла бронепоезду успешно маневрировать и наносить внезапные удары по врагу, оставаясь для него недосягаемым. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы - по Мге; из Угольной гавани - по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой - по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово - в район за Лемболово - Орехово. Во время прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года «Балтиец» находился на станции Петрокрепость. С закрытых позиций, а также прямой наводкой артиллерийским огнем он поддерживал пехоту, атакующую вражеские укрепления на левом берегу Невы. В дни решающих сражений за полное освобождение Ленинграда бронепоезд поддерживал наступление советских войск в районе станции Лигово и города Урицка, продвигаясь вперед вместе с наступающей армией.



Фото:mechcorps. ru
источник
Знаменитые советские бронепоезда

Previous post Next post
Up