О парадигме "лузерства" в россиянском сознании

Jan 16, 2013 18:57

"Все, у кого нет миллиарда - идут в жопу", - это высказывание известного скандального московского "бизнесмена" Полонского наиболее ясно и лаконично выражает суть россиянского понятия-мема "лузерства" (и близких  к ним "быдло", "нищеброды" и т.д.). Вот по поводу этого понятия и хотелось бы поразмышлять - ведь, безусловно, это понятие выражает какие-то очень важные доминанты постсоветско-россиянского социального сознания, и его анализ нам может сказать о россиянцах и Эрэфии гораздо больше, чем десятки социологических исследований.

Прежде всего, что здесь имеется в виду, что скрывается за этим понятием? Очевидно, речь идет о банальном бабле: для россиянца уважаемым человеком является любой, кто обладает определенным количеством бабла (каким именно количеством - здесь мнения могут разные, но понятно, что в Москвабаде запросы и требования к уважаемому человеку много выше, чем в остальной России). Уважаемый россиянец - это человек, у которого этого бабла много, все же остальные - это лузеры и нищеброды. И здесь, очевидно, не играет абсолютно никакой роли ни личные качества человека, ни его профессиональная квалификация, ни даже происхождение бабла у уважаемого человека: криминальный делец Бабаков, педофил-сенатор Шпигель, бывшая проститутка и сутенерша Слуцкер, чекист, наживший состояние на крови и наркотиках, чиновник, обогатившийся на обворовывании детских домов или пенсионеров  - все эти люди одинаково уважаемы россиянцами (пока, конечно, они на плаву и пока на свободе).

А власть? Да, власть в Эрэфии котируется, и довольно высоко, но исключительно как источник обогащения. Бедный чиновник в Эрэфии (то есть живущий по средствам, которые он честно заработал) - это тоже лузер. Россиянский чиновник должен иметь дорогой автомобиль, хороший дом, желательно недвижимость на Рублевке или за рубежом, и - подобно уважаемому члену дикарского племени, который ходит с перьями на голове или с палочкой в носу  - дорогие часы и прочие мелкие аксессуары, которые недвусмысленно указывают окружающим россиянцам, что оно вовсе не лузер, и умеет воровать и делать дела, и что бабла у него достаточно. Власть в Эрэфии - это источник обогащения,  и именно поэтому, например, в т.н. "Академию ФСБ" огромный конкурс - ведь всем известно, какой властью пользуются в Эрэфии чекисты, и какие возможности  для выпускников и будущих уголовников-чекистов открываются после окончания этого богоугодного советского заведения.

Таким образом, за россиянской парадигмой лузерства скрывается абсолютно асоциальная ментальность, очень близкая к наиболее примитивным понятиям уголовного мира, в котором деньги, скажем, добытые на нелегальной торговле спиртным (во время "сухого закона" в США) ничем не лучше и не хуже денег, полученных от наркоторговли или за убийства людей. Здесь всякие нравственные и цивилизованные нормы остаются за скобками и принципиально не рассматриваются. Более того, всякие отсылки к таким нормам в среде россиянцев воспринимаются как наивность и идеализм, и рассматриваются как первые признаки лузерства. Поэтому россиянцы не понимают, в чем состоит ценность закона, государственных или общественных институтов, свобод, образования и культуры - все это для них есть только некий пережиток прошлого и предрассудок, а истинной и единственной ценностью является бабло, добытое в том числе за счет разрушения образования или культуры.

Такой ярко выраженный криминальный и паразитический тип сознания - на самом деле редкость в истории. Примерно таким сознанием обладают евреи, для которых паразитизм и обогащение за счет гоев является верхом мудрости, а бабло  - тем истинным богом, которому жиды служат на протяжении столетий. Но все же, безусловно, это патология сознания, и для здорового цивилизованнного общества такая ментальность совсем не свойственна.

(продолжение следует)

Общество

Previous post Next post
Up