Dec 13, 2012 08:31
Итак, что же составляет фундамент всего сознания советского человека, то, без чего советский человек невозможен в принципе? Ответ на этот вопрос мне представляется достаточно очевидным и даже банальным - это, собственно, сама Совдепия и есть, единственная и неповторимая Родина всех советских, из которой они все и произошли. Но тут, конечно, важен не факт рождения в Совдепии и не советский паспорт, а советский мир - социальный, политический, культурный и даже бытовой мир Совдепии. Советский человек - это человек, вышедший из советского мира и сформированный этим миром.
Собственно, именно так я и сформулировал свое определение советского человека у Холмогоровой: советские - это те, кто считает своей Родиной Совдепию, а ее историю считает историей СВОЕЙ страны. Советский человек впитал в себя советские ценности, советскую культуру и советскую идеологию, и ничего другого у него нет. Поэтому советский мир - это часть его самого. И защищая советский образ жизни (какую-нибудь полумифическую советскую колбасу), советскую историю (в том числе товарища Сталина), советский человек пытается защитить свое мировоззрение и свой внутренний мир, который был сформирован в Совдепии - то есть в некотором смысле защищает себя самого, свою советскую идентичность, от которой он не может или не хочет избавиться.
Здесь, наверное, нужно сказать несколько слов о двух явлениях, которые, на первый взгляд, выходят из этого определения и которые поэтому нужно специально объяснить.
Первое явление - это тот факт, что советчина продолжает существовать даже спустя 20 лет после исчезновения Родины всех советских. Но объяснить этот факт достаточно просто: исчезла советская Родина, но остались советские люди, созданные этой Родиной. И то, что их сознание продолжает оставаться советским даже спустя 20 лет после распада Совдепии и гибели их социального мира, говорит нам лишь о том, что сознание человека достаточно инертно и - вопреки советским же коммунистическим догмам - вовсе не определяется целиком бытием, а существует в значительной степени независимо от него.
Сами большевики, кстати, это прекрасно понимали, и поэтому они особое внимание уделяли не только пропаганде - то есть ненасильственному насаждению уже своих, советских ценностей, но и физическому уничтожению всех людей несоветского сознания. Собственно, советский карательный аппарат в значительной степени как раз и был нацелен на выявление и уничтожение носителей несоветского сознания - чаще всего как контрреволюционеров, антисоветчиков, классово чуждых элементов и прочих врагов (советского) народа. (В скобках заметим, что носители русского национального сознания во всех его формах уничтожались большевиками в первую очередь и особенно тщательно - это опять-таки к вопросу о соотношении русский-советский).
Более того, мы сейчас можем наблюдать очень интересное явление: советских ценностей и установок придерживается и какая-то часть молодежи, то есть люди, которые полностью сформироваться в Совдепии не могли. Сейчас эти люди порой выступают даже более ярыми поклонниками советчины, нежели рожденные в СССР, они вступают в различные левацкие и антифашистские секты и т.д. - причем далеко не все из них евреи и армяне, есть и этнические русские. Но это явление также легко объяснимо: во-первых, они родились в семьях советских людей и частью впитали советские представления от своих родителей и взрослого окружения; во-вторых советский мир не рухнул сразу и целиком после распада Совдепии и какое-то достаточно длительное время продолжал существовать; наконец, самое главное - на место советского мира пришел дикий мир ублюдочной Эрэфии, и часть молодежи как бы из протеста и неприятия реалий этого ублюдочного россиянского мира предпочла выбрать в качестве своей Родины СССР, мир которого им казался много лучше - тем более что его уже можно было легко приукрасить и идеализировать, и весь он и так наполовину состоял из советских фантазий и грез.
И второе явление, которое следует объяснить - это феномен советского антисоветизма. Обратим внимание, что речь идет именно о советском феномене - антисоветизм поколения, рожденного до революции, как раз очень понятен и с ним советская власть боролась особенно жестоко. Я сейчас говорю об антисоветизме именно советских людей. Так вот здесь, на мой взгляд, существенным является как раз советское происхождение такого антисоветизма.
Главное его отличие от русского антисоветизма состоит в том, что, в общем, люди, его исповедующие, как и все советские люди, считают своей Родиной Совдеп и вне его истории себя просто не мыслят. Такой советский антисоветизм возник очень скоро после создания Совдепии - и прежде всего в среде самой же советской номенклатуры и большевиков. Собственно, это был даже не антисоветизм как неприятие большевизма или Совдепии, а как отличный от официального и одобренного Партией взгляд на те или иные вопросы. Ну там, какой-нибудь уклон, или истинный марксизм и т.д. Этот антисоветизм существовал на протяжении всей истории Совдепии - и, строго говоря, похоронили Совдеп не русские антисоветчики, наследовавшие взгляды каких-нибудь белогвардейцев или монархистов, а советские же антисоветчики - и таковыми были все деятели перестройки и 90-х, от Горбачева и Яковлева до Ельцина и Чубайса.
При этом нужно понимать, что люди это - советские, несмотря на свой антисоветизм. Многие из них, как известно, ведут свою родословную от знатных большевиков или чекистов, чаще всего - еврейского происхождения, и поэтому Совдеп для них - это такая же Родина как и для самых упертых сталинистов.
И в этом состоит важнейшее отличие их антисоветизма от антисоветизма русского национализма. Русские не просто не принимают какие-то отдельные страницы или явления советской истории, но и саму Совдепию своей Родиной не считают - для нас эта чужая страна, абсолютно враждебная исторической России и русскому народу, которая стала чем-то вроде паразита или внутреннего оккупанта, прервавшего естественный ход нашей русской истории. Русский антисоветизм имеет совершенно иное присхождение и, в сущности, он основан на тех же примерно ценностях, что и русский антисоветизм 20-30 годов. Поэтому советские антисоветчики (особенно еврейского происхождения) почти всегда есть русофобы, а антисоветчики из числа русских националистов быть русофобами не могут по определению.
К сожалению, этот вопрос сейчас тщательно и сознательно замылен, и советских антисоветчиков часто приравнивают к русским антисоветчикам (в частности, реабилитировав советских палачей наравне с их жертвами). Но мы должны ясно понимать это различие.
Русский национализм,
Советчина