Матрица - Воскрешение

Jan 08, 2022 03:13


Из уважения к культовой (для меня) первой «Матрице» сходил в кинотеатр на последнюю «Матрицу (Воскрешение)», впрочем, без особых ожиданий.

И знаете что? Фильм неплох. Далее мое видение и спойлеры. Если не смотрели - не читайте дальше.

Действие четвертой части разворачиваются через 60 лет после событий финальной части трилогии. Тогда Нео, жертвуя собой ради нейтрализации виртуального персонажа-вируса Смита, приносит мир между машинами и людьми. Отличное такое окончание трилогии с библейскими мотивами. Впрочем, нам была оставлена лазейка на будущее «Увидим ли мы его когда-нибудь? Кто знает...».

И вот мир наступил, люди стали покидать «Матрицу» (если кто не знал или не смотрел, то Матрица - это виртуальный мир-тюрьма для людей с целью превратить нас в источники энергии-генераторы тепла и энергии для машин), что собственно привело к падению генерации электропитания для машин. Ну ок. Они типа такие глупые, не смогли перераспределить свои ресурсы и открыть новые источники энергии, размножая каких-нибудь бактерий или скатов.

Среди машин началась война за влияние. На смену расчетливому и логичному Архитектору (ИИ сверхмозг-создатель Матрицы) приходит ИИ Аналитик, который начинает отстраивать Матрицу заново, уже опираясь не на формулы и уравнения, а на страсти и эмоции человеческих существ, о чем он прямо заявляет, что мол когда я «взрываю» своими штучками человеку мозг, он генерирует в пять раз больше энергии (ну ок).


Для того, чтобы ему завести-запустить новую версию «Матрицы» и привлечь в нее людей, он решает воскресить Нео (вылечивает его физическую оболочку и реконструирует его программный код), но проблемка, Нео не хочет жить без своей возлюбленной Тринити, которая вместе с ним погибает в прошлой части. Ее приходится тоже воскрешать, но им нельзя встречаться с Нео в новой «Матрице», иначе они вспомнят друг друга и все пойдет под гору по новой.

Внутри новой «Матрицы» уже постаревший Нео отнюдь не хакер, а геймдизайнер виртуальной игры «Матрица» в трех частях (матрица в матрице, сплошная самоирония, хаха). Матрицу-игру он создает на основании периодически приходящих воспоминаний о прошлом, которые он считает своими галлюцинациями-иллюзиями, в чем ему помогает его Психоаналитик (тот самый ИИ аналитик), прописывающий ему каждый день принимать синюю таблетку (ахах, забавно, ок). С моей точки зрения как-то роль Нео в новой «Матрице» выбрана не очень. Могли бы придумать что-то более злободневное, офисный клерк, доставщик пиццы, что-то более серое и бесперспективное, что роднило бы его со зрителем. И вместо игры лучше бы он разрабатывал социальную сеть. Это было бы острее и правдоподобнее. Социальная сеть «Матрица» с полным погружением привлекла бы больше народу, чем какая-то игра, игр и так пруд пруди.

«Воскрешенная» Тринити, тоже постаревшая, в «Матрице» она мать двоих детей, но ее также преследуют флешбеки из прошлого, она обожает мотоциклы и возится с ними в свободное время. Тут все ок, ну что поделать, постарели актеры, постарели и их персонажи, все по честному.

Это была предыстория. Фильм начинается, как новое поколение сопротивления ищет Нео внутри «Матрицы», с массой планов, флешбеков и отсылок к первым частям. Тут и комната Нео, и белый кролик и все как полагается. Тут и появление нового Морфеуса, как компьютерной программы и Смит , все нам показывают накладывая кадры из прошлой матрицы, чтобы мы, глупые, догадались и поняли кто есть кто в тонких сценарных ходах (на самом деле нет). Зачем искать Нео, я так и не понял, ну разве что сфоткаться и взять автограф.

Сопротивление находит Нео, Морфеус предлагает таблетки, Нео отказывается, чтобы он согласился, ему устраивают встречу с Тринити, Нео как бы понимает, что все его прошлое реально, и когда наконец то выходит из Матрицы, видит что Тринити вне Матрицы тоже жива, решает ее пробудить-освободить, она вроде как не хочет (у нее там двое детей и муж и мотоцикл, она дескать уже стара для всех этих ваших пиу-пиу). Но ее тоже вытаскивают, несмотря на противодействие Аналитика, все счастливы. Я тут вам весь фильм уместил в один абзац, потому что по сути рассказывать и нечего. Стандартный экшен, драки, перестрелки, погони. Видели знаем, не за этим пришли.

А зачем пришли? ЧТО было в первой «Матрице» и чего не было во всех остальных?

В первой «Матрице» была идея. Идея в том, что мы живем в симуляции, внутри компьютера, а все что мы чувствуем, наша иллюзия, наш сон. Нужно вспомнить, в какое время создавался фильм. Развитие интернета, компьютерных технологий. Это было захватывающее время. Технологии начинают охватывать мир. Виртуальная реальность становится реальной. Жужжание модема в ночи. Чаты, где твои собеседники рождаются в буквах на экране и ты не можешь понять, реальны они или нет. Онлайн игры, где ты можешь создать любого персонажа и стать им. Первая «Матрица» попала в эту тему и стала культовым фильмом. Возможно, Вачовски не ждали такого успеха и не хотели создавать вторую-третью часть. Детища продюсеров, желающих отработать золотую жилу до конца, вторая и третья части, может быть и стали фильмами с хорошей актерской игрой, отличной графикой, режиссерской и операторской работой, но никакого раскрытия идеи из первой части они не предложили.

Что же четвертая часть? И тут мое имхо, в ней кое-что зашифровано. Кое-что есть и я попробую объяснить. Первая матрица снималась для зрителей того времени, людей миллениума. Людей на стыке поколений, на гребне технического прогресса.

В первой «Матрице», да и вообще в трилогии, Нео спасал человечество, освобождая его от виртуальной тюрьмы и рабства, предлагая людям свободу. В четвертой матрице ради своей любви он спасает только Тринити, из сюжета вообще не ясно, зачем сопротивление его ищет и вытаскивает, люди ведь и так свободны? Никто не хочет спасаться, всем норм в матрице. В чем смысл?

Сейчас выросло другое поколение. Прошло больше 20 лет. То, что было новым для нас (мобильная связь, компьютеры, интернет, сети) для нынешних поколений обыденность, данность. Commodities, средства чего то для чего то, вроде водопроводной трубы, откуда мы берем воду. Кого из нас, городских жителей, удивляли трубы и краны на кухне? У нас в кармане ключ с доступом во все библиотеки мира, но кого этим удивишь?

Идея в том, что «Матрица» спустя 20 лет пришла в нашу жизнь. И мы c готовностью сунули в нее свои головы и добровольно подключаем туда своих детей, покупая им гаджеты. Посмотрите на спускающиеся эскалаторы метро, вы увидите людей и почти каждый будет смотреть на экран смартфона. Гаджеты, интернет, соцсети, ютуб, инстаграм, тикток. Мы плотно погрязли в этом. Матрица вокруг, она здесь, Нео.

«Жизнь не лишена самоиронии» (с) Морфеус из первой части.

PS Фильм ОК, но лучше бы Киану и Кэри Энн Мосс не снимались в этом. Актеры отличные, персонажи тоже, Агента Смита не понял, лучше бы его не было. Тем кто не знаком с матрицей, смореть сначала первые три части, иначе ниче не поймете.

фильмы, размышления, мутный ум

Previous post Next post
Up