"You can fight like a krogan, run like a leopard. But you'll never be better than commander Shepard"

Apr 09, 2014 22:56




Эпичным двухмесячным марафоном я, при помощи и поддержке моей жены, которая наблюдала за сюжетом, помогала делать выбор и вязала свитер с лучшим узором ever, прошел все три части Mass Effect. И у меня есть что сказать по этому поводу.

Начнем с главного. ШЕПАРД-ЖЕНЩИНА - ЭТО НЕВЕРОЯТНО ГЛУПО. Я вообще не понимаю, как можно играть за женского персонажа в этой игре. Это же не какой-нибудь Knights of the Old Republic, где духовно богатые джедаи размахивают легенькими мечами. Это история про галактическую войну, а главный герой - космодесантник, таскающий на спине кучу оружия, укладывающий врагов сотнями и не боящийся дать кулаком по морде наглой репортерше. Женщина на главной роли в таком приключении выглядела бы как минимум нелепо.

А пока вы обвиняете меня в мизогинии и рассказываете про сильных женщин, я продолжу описывать свои впечатления от трилогии.


Mass Effect

Основная сюжетная линия первой части мне была уже из известна из интерактивного комикса, прилагавшегося к изданию МЕ2 на PS3. Но за два года я успел ее изрядно подзабыть, к тому же комикс освещал только основные события, но не побочные миссии или мелкие детали главного сюжета.

All in all, первая часть - это грандиозное приключение. Быстро развивающаяся история с предательством Сарена, его разоблачением, погоней за мятежным Спектром по всей галактике, переворачивающими устройство мира МЕ с ног на голову откровениями о природе Цитадели с ее Хранителями и ретрансляторами массы. Это и детективная история, и боевик, и триллер в одном флаконе.

Большинство персонажей - живые и интересные. С ними всегда хочется поговорить еще, узнать о их прошлом и планах на будущее. Рекс и Гаррус так и вообще стали моими любимыми героями всей трилогии. Впрочем, все мои похвалы персонажам никак не относятся к людям-спутникам Шепарда. Во всех частях трилогии люди-напарники казались мне скучными и наименее интересными. За исключением Джек, пожалуй. Ну серьезно, вот стоит ксенофоб Эшли и возмущается по поводу наличия инопланетян на борту. А напротив нее у другой стены ангара стоит Рекс, который может рассказать крутые истории о себе, своей семье и своей расе. С кем мне интересней будет говорить? Правильно.

Тема ксенофобии среди экипажа, кстати, хорошо раскрывается во второй части в миссии, в которой Шепард исследует место крушения первой Нормандии в поисках жетонов погибших членов экипажа и натыкается на дневник старпома Пресли, который описывает сначала свое недовольство инопланетным зоопарком на борту, а в последних записях пишет о том, что готов за них погибнуть. И во второй же части появляется Эшли (да, по каким-то даже мне непонятным причинам я решил пожертвовать Кайденом), упрекающая меня в предательстве идеалов Альянса и работе на “Цербер”. С ее-то отношением к инопланетным расам она бы куда убедительнее смотрелась в качестве работника “Цербера”, чем Шепард.

Отлично постарались и придумывая мир, в котором разворачивается действие. В галактике множество планет. У каждой планеты есть свое название и описание. На многие планеты можно высадиться и исследовать их. На некоторых можно даже найти красивые пейзажи или протеанские руины. Красота.

А уж как постарались придумывая население галактики. Да, половина инопланетян тут гуманоидна, имеет по три пальца на руках и “цыплячьи” ноги. Но какие они все разные. Каждая раса со своей историей, особенностями, своим устройством общества и государства. Отдельное спасибо разработчикам за элкоров и ханаров. Первые знакомства с представителями этих двух рас надолго запоминаются. Жаль, что они так и остались на втором плане до самого конца трилогии, а после первой части я вообще не помню, чтобы с каким-нибудь ханаром можно было заговорить.



Увы, саларианцев в трилогии тоже было преступно мало.

Поначалу меня немного расстроил последний босс, оказавшийся всего лишь Сареном, но, видимо, тут во мне говорит опыт игры в JRPG, в большинстве которых финальный босс оказывается чем-то странным огромных размеров. На самом деле, Сарен - отличный финальный босс. И в качестве индоктринированного злодея он гораздо, гораздо лучше, чем Иллюзив мэн в финале МЕ3. К нему даже проникаешься жалостью в отличие от. И вспомнив про странных боссов огромных размеров мы логично переходим ко второй части.

Mass Effect 2

Для меня это прохождение было повторным. В первый раз я играл два года назад. В этот раз я играл персонажем, перенесенным из первой части. Не могу сказать, чтобы новое прохождение кардинально отличалось от первого, но мне удалось не дать погибнуть ни одному из персонажей (в первый раз я потерял Келли, Джек и Гранта) во время самоубийственной миссии. Тоже достижение.

Тут был абзац про то, что главным недостатком игры я считаю то, что Сборщики на фоне Сарена, гетов и Жнецов представляют собой довольно блеклую угрозу для устранения которой более чем хватило бы флота Альянса. А потом я подумал и пришел к мысли, что не так уж сюжет и плох. Просто не в Сборщиках дело. Да, после Сарена они действительно довольно неубедительны в качестве вселенской угрозы. Но кто сказал, что они должны ей быть? Давайте посмотрим на ситуацию со Сборщиками с точки зрения “Цербера”. Сборщики обладают технологиями Жнецов, которые так интересуют “Цербер”. Но у “Цербера” нет возможности эти технологии получить. А тут такая удача: им достается едва живой Шепард, корабль которого был уничтожен в стычке со Сборщиками. Естественно, после воскрешения Шепарда ему легко внушить, что Сборщики являются реальной угрозой и отправить на самоубийственную миссию с целью спасения человечества. К тому же, проблема в виде исчезновения человеческих колоний реально существует. Как тут Шепарду не поверить в то, что Сборщики - угроза того же порядка, что Сарен, геты и Жнецы. А за таким харизматичным лидером как Шепард однозначно пойдет и большая часть его старой команды, и новые персонажи, если отправить Шепарда убедить их в необходимости помощи или просто выплатить большое вознаграждение за участие в самоубийственной миссии. Вот вам и готовый отряд, у которого есть шанс победить Сборщиков, но которым можно и пожертвовать в случае провала миссии. Плюсы для неограниченного в средствах “Цербера” со всех сторон.

Вот только, хоть сюжет и не плох, но его все равно мало. Кажется мне, что если не заниматься сбором всей команды, выполнением миссий на лояльность и сайд-квестов, то игру можно пройти часов за шесть-семь. Но зачем так играть?

Если первую часть можно сравнить с приключенческим романом, то вторая - это сборник рассказов о жизни спутников Шепарда. И, как и в любом сборнике рассказов, тут есть как хорошие истории, так и не очень. С одной стороны, есть полная клише история о сестре Миранды и совсем уж невнятная история об отце Джейкоба, с другой стороны, есть крутейшие миссии Мордина и Гранта, или миссия Легиона, ставящая перед игроком вопрос о допустимости одностороннего навязывания своей точки зрения на мыслящий, пусть и синтетический, организм.

Бесспорный плюс игры - Тучанка. Кроганы в принципе самая лучшая раса, придуманная человечеством, а тут целая планета кроганов.



Иллиум - довольно скучная планета, чем-то напоминающая Телос из Knights of the Old Republic. Те же небоскребы, торговцы, преступные организации. Тоска. Зато на Иллиуме происходит одна из самых интересных миссий во всей трилогии, посвященная Серому посреднику. Поиск доказательств, теракты, погоня, штурм корабля посредника и хоть и ожидаемый, но все равно сильный финал. Win.

Подводя итог, второе прохождение МЕ2 оставило после себя не такое положительное впечатление, как первое. Видно, что в сравнении с первой частью тут слаба основная сюжетная линия. Персонажи-люди тут все такие же никакие. За исключение Джек. Джек классная. В самом начале взаимоотношений Шепарда с “Цербером” вообще ощущается какое-то влияние японских ролевых игр: ты или просто соглашаешься сотрудничать, или соглашаешься сотрудничать скрипя зубами. Но все равно соглашаешься сотрудничать, варианта послать Иллюзив мэна и отправиться в самоволку нет.

Тем не менее, недостатки игры компенсируются большим выбором напарников (как будто я брал в команду кого-то кроме Гранта, Гарруса или Мордина), в основном интересными миссиями на получение персонажа или повышение лояльности, и Тучанкой.

Очень обидно, что Легион появляется только в конце игры. Такого интересного персонажа надо было вводить хотя бы в середине, чтобы у игрок мог провести с ним побольше времени. Говорят, в ресурсах игры есть уже записанные реплики Легиона в миссиях на куда более ранних локациях вроде Омеги. Для Star Wars: Knights of the Old Republic 2 из которой из-за ранних сроков выпуска игры пришлось вырезать половину контента, фанаты сделали патч, восстанавливающий большую часть этого самого вырезанного контента. Так вот, для МЕ2 тоже нужен такой патч, позволяющий получить Легиона в начале игры.




Mass Effect 3

Не скрою, что возможности поиграть в эту часть я ждал больше всего. Уж очень мне хотелось знать, почему она вызвала у всех такое негодование, но очень не хотелось читать спойлеры до прохождения игры.

И, в общем-то, вплоть до финала я этого негодования не разделял. Хотя претензии к игре, конечно, были.

Во-первых, Явик. Делать настолько важного персонажа отдельно загружаемым платным контентом - это свинство. Две части нам рассказывали о цивилизации протеан. Благодаря их усилиям Жнецы в первой части не смогли выпрыгнуть прямо к Цитадели. Тут и там игрок натыкался на протеанские артефакты. Протеане внесли свой вклад в развитие рас, которые господствуют в космосе в нынешнем цикле. Куда не ткнись - везде можно найти что-то, связанное с протеанами. Вполне логичным развитием событий была бы встреча Шепарда с протеанами в финальной части трилогии. Nope, или платите деньги, или никаких протеан. И ладно бы Явик был персонажем вроде Касуми или Заида из МЕ2, которых можно завербовать, пройти их миссии и вообще навсегда о них забыть. Явика хочется таскать с собой везде: это же живой свидетель войны со Жнецами в прошлом цикле. У него ведь обязательно должно быть свое мнение о происходящем сейчас, должны быть воспоминания о прошлой войне, должно быть множество уникальных сценок с ним во всех местах игры. И это все есть. И доступ ко всему этому закрыт, если не купить отдельное дополнение. Радует хотя бы то, что деньги потрачены не зря. Явик - это персонаж, без которого игра была бы куда менее интересной. В отсутствие крогана в команде, Явик стал отличной парой для Гарруса в большинстве миссий.



Я верю, что вот так все и закончилось.

Но в общем и целом, игра мне понравилась. Сюжетные линии логичным образом завершается и за этим интересно наблюдать. Излечение генофага, возвращение кварианцев на Раннох и разрешение их конфликта с гетами (который, по-моему, возник на пустом месте), EDI/СУЗИ, продолжающая осознавать себя как живое существо. Особенно меня порадовало откровение СУЗИ о том, что она начинала как слетевший с катушек ВИ на лунной военной базе Альянса, с которым Шепард разбирался в одном из сайд-квестов первой части. Я люблю такие неожиданные, но оказывающиеся весьма логичными повороты.

Еще мне очень понравилось развитие “Цербера” на протяжении всех трех игр. В первой части это малозаметная организация, о которой мало что известно и можно вообще ни разу с ними не столкнуться, если не проходить сайд-квексты. Во второй части “Цербер” выходит из тени и внезапно становится работодателем Шепарда, все еще оставаясь скорее научной организацией, иcпользующей спорные, но эффективные методы исследований. В финале трилогии “Цербер” оказывается вооруженной до зубов группой, способной успешно наносить точечные удары по Альянсу и имеющей свои четко очерченные цели, в отличие от весьма размытой “работы на благо человечество”, про которую Иллюзив мэн рассказывал Шепарду во второй части. И тем обидней, что под конец Иллюзив мэн превращается в практически оперного злодея, который в финальных сценах на Цитадели выглядит совершенно неуместно.



Join "Cerberus", we have mechs.

Приятно было встретить знакомых по прошлым играм персонажей. Даже Эшли, Джейкоба и Миранду. А уж тем более Рекса, Гранта, Мордина, Легиона, Самару… Все-таки, если Mass Effect что-то и удалось на 5+, то это персонажи. Я честно не могу вспомнить еще ни одной игры, персонажи которой были бы мне настолько симпатичны. И да, fuck you too, игра, за то, что Мордина нельзя спасти не убив Рекса в первой части.

Здорово, что можно побывать в местах, про которые в прошлых частях игрок только слышал. Например, в Гриссомской академии (особенно здорово было встретиться там с Дэвидом из дополнения “Overlord” ко второй части) или на Марсе. С другой стороны, на Раннохе очевидно сэкономили. Вместо кварианских городов, в которых теперь властвуют геты, игрок бродит то по природе, то по очередным военным базам, то вообще по какому-то аналогу виртуального пространства из фильма “Трон”. И это после Тучанки с ее роскошными руинами кроганского мегаполиса.



Ну а концовка, а что концовка? Концовка расстраивает. Зачем я делал вообще хоть что-то на протяжении трех игр? Спасал рахни, исцелял генофаг, собирал целый флот, налаживал отношения между расами, зачем вот это всё, если какой-то дурацкий мальчик в итоге мне просто предложил три концовки на выбор? Я разозлился, выстрелил в мальчика и оказалось, что концовок четыре. В общем, я решил, что для всей галактики будет лучше, если органики и синтетики придут к взаимопониманию и будет. UNDERSTANDING в лучших традициях финала “Gundam 00: Awakening of the Trailblazer”. Если подумать, то эта концовка в какой-то степени развивает дилемму из миссии Легиона, только в масштабах всей галактики. Могу ли я односторонне решить, что такой синтез будет лучшим вариантом для всей галактики? Вероятно, лучшим из вариантов был бы контроль над Жнецами. Их уничтожение привело бы к уничтожению любой формы синтетической жизни в принципе и испепелению Земли, но не ради такого финала я потратил половину прошлой субботы, чтобы переиграть пять часов и примирить гетов с кварианцами. И далеко не все в галактике одобрили бы синтез органики и синтетики, если бы такой вопрос был вынесен на какой-нибудь межгалактический референдум.

Контроль над Жнецами - единственный вариант, который соответствовал бы интересам всех жителей галактики, желающим прекращения войны и исчезновения Жнецов. Но мне показалось, что синтез будет лучшим решением в данной ситуации. Во-первых, он однозначно укрепит начавшие налаживаться отношения между гетами и остальными расами, а, во-вторых, позволит галактике получить доступ к технологиям Жнецов и цивилизаций из прошлых циклов.

И вообще, почему мальчик? На моих глазах погибли Мордин, Легион, Тейн, Андерсон, старпом Пресли и первая Нормандия, я принял решение оставить Кайдена умирать на Вирмайере, а игра считает, что самым большим моим потрясением была гибель какого-то левого мальчика, которого я случайно встретил в начале игры? Лично мне вообще плевать на этого мальчика, но я готов был плакать в сцене гибели Мордина. С тем же успехом ИИ Катализатора мог бы принять форму Джеймса Веги, например. Мне на него примерно так же по-барабану, как и на мальчика. Вот что странно: игра каким-то образом просчитывает, с кем из персонажей у Шепарда были наиболее близкие отношения, чтобы этот персонаж повесил табличку с его именем на мемориальную стену на Нормандии. Почему игра не могла просчитать с кем из погибших персонажей у меня были наиболее близкие отношения, чтобы ИИ Катализатора принял его облик?

Тайна происхождения Жнецов тоже оказалась очень глупой.

Органика и синтетика не могут долго сосуществовать вместе? Но мальчик, я лично помирил гетов с их создателями, а на моем корабле полным ходом развивается роман человека и искусственного интеллекта. Я ни за что не поверю, что за все прошлые циклы не было ни одного подобного случая.

Развившаяся органическая жизнь должна уйти, чтобы дать дорогу жизни развивающейся? Мальчик, ты дурак? Даже если оставить в стороне то, что это в принципе притянуто за уши… Мы с тобой висим над Землей. Ты действительно считаешь, что человечество, которое только несколько десятков лет назад открыло FTL-технологии действительно развито настолько, что может как-то помешать развитию других цивилизаций и должно быть уничтожено?

У меня такое чувство, что весь финал писали какие-то совершенно другие люди и делали это “на отвали”. Обидно.
Зато если верить видео, которые я смотрел на Ютубе, "Цитадель" - отличное дополнение, которое я обязательно куплю, когда сяду проходить МЕ в следующий раз.

tl;dr

Подводя итоги всей вышенаписанной простыни текста.

Мне понравился Mass Effect. Вся трилогия. Да, финал халтурен и расстраивает. Но финал не отменяет прекрасно прописанного мира, чудесных персонажей, всех тех интересных историй и сюжетов, которые случились до финала. Это мир, который захватывает с самого начала и не отпускает до самого конца. Вселенную МЕ интересно исследовать, знакомиться с новыми расами и персонажами. Посещать новые планеты и станции. Даже получение нового оружия интригует: излучатель Сборщиков, снайперская винтовка гетов, кроганские дробовики. Здорово же!

Мир МЕ - это готовый конструктор для создания бесконечного количества историй. Хочется верить, что Bioware еще вернутся в этот мир. Пусть не с такой масштабной историей (даже лучше, если не с такой), с другими персонажами (если что эта трилогия и показала, то то, что персонажей Bioware создавать умеют), но в тот же мир. Особенно если к сценарию снова привлекут Дрю Карпишина, потому что, если честно, лучший сценарий был именно в первой части.

I'm commander Shepard and this is my favourite sci-fi story in videogames.

mass effect, ps3, игры

Previous post Next post
Up