Интересный случай поджидал меня сегодня на Ярославском вокзале, когда я отправлял в недалекое странствие свою любимую жену. Распечатав билет, купленный через портал
http://rzd.ru мы обнаружили в нем её паспортные данные и мою (!) фамилию. Я вообще всегда заказываю билеты через сайт и ни разу с подобной проблемой не сталкивался. Однако подобная ситуация возникает не впервой. В первом случае, когда в Ярославль поехал мой друг, я решил, что виной всему электронная регистрация. Поэтому в этот раз регистрироваться электронно не стал, а распечатал билет через терминал вокзала. Тщетно. Пришлось обратиться за консультацией в билетную кассу. О чем я впоследствии пожалел.
Есть у меня одна черта, может плохая, может хорошая, не всем она нравится - люблю доказывать свою правоту. Правда делаю это только в тех случаях, когда шансы оказаться действительно правым больше 50%. Во всех других предпочитаю не спорить либо банально ухожу от темы. Учитывая, что мир несправедлив, а в условиях Российской действительности, тем более, доказывать свою правоту приходится часто. К чести могу заметить, что обычно все-таки справедливость торжествует. Правда порогов различных инстанций приходится оббить не мало да и времени на все это потратить тоже. Но кто не работает - тот не ест!
Так и в этом случае, я обратился за помощью к билетному кассиру, а затем к старшему билетному кассиру, будучи полностью уверенным в своей правоте. Паспортные данные на билете - жены, фамилия имя - мои, следовательно такой билет вообще является недействительным, а если быть более точным - подлежит исправлению за счет заведения с принесениями тысячи извинений. Самое малое, что бы меня устроило, это если бы жену спокойно посадили на поезд и отправили восвояси. Однако госпожа Стаселько Ольга Анатольевна сославшись на то, что это целиком и полностью моя вина, решить проблему отказалась. Более того, предложила сдать этот билет и приобрести новый (цена вопроса где-то 170 рублей). Ехать по этому билету она запретила. Денег мне не жалко, за державу обидно!
Итак, все-таки мы с ней выяснили, почему возникла такая проблема. На сайте под номером документа есть поле для введения Номера карты участника в программе лояльности «РЖД Бонус». Она то и привела впоследствии к появлению на билете моей фамилии. Однако прошу заметить, никакого предупреждения об этом на сайте нет. А поля для ввода ФИО и паспортных данных пассажира зачем то есть. Думаю имеет место программный сбой, который подтягивает информацию из не предназначенных для этого полей. Но старшему билетному кассиру это, к сожалению, не объяснить. Жену я все-таки посадил, спасибо проводницам, не пришлось беспокоить начальника поезда. Однако осадок остался, поэтому я все же решил разобраться кто в данном случае прав?
Первым делом открываю
правила программы РЖД Бонус на которые ссылается старший билетный кассир. Сразу же выясняем, что это
1.3 Настоящие Правила являются публичной офертой в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 437 ГК РФ и комментариями к ней 2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Из публичной оферты усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор с любым, кто отзовется. Первый, кто отзовется на такую оферту, акцептует ее и тем самым снимает предложение (например, такси, стоящее на стоянке с включенным зеленым огоньком; продажа товаров через автоматы в розничной торговле). Таким образом, публичная оферта в каждый конкретный момент времени может быть акцептована лишь одним лицом, что исключает одновременное поступление нескольких акцептов на одну и ту же оферту
Согласно Гражданскому Кодексу продавец (провайдер услуг) НЕ ВПРАВЕ отказаться от предоставления этих самых услуг (продажи товара) на условиях, изложенных в оферте. Важный момент - не вправе НИКОМУ отказать! Разобрались! Читаем правила дальше
3.3.8 Участники должны предъявлять карту участника программы, указывать или лично вводить номер персонального счета участника при оформлении проездных документов в поезда/вагоны формирования ОАО «ФПК», а также при использовании услуг партнеров Программы.
Также указано, что
4.1.8 Независимо от количества билетов/ услуг партнера Программы, приобретаемых Участником для других лиц, баллы зачисляются на счет Участника Программы только по проездным документам (билетам)/документам, подтверждающим факт оказания услуги, на его собственные Ф.И.О. и при условии совершения им поездки.
И так далее. О том, что я не имею права указывать свой номер участника программы РЖБ бонус приобретая билет на другое лицо указаний в правилах, являющихся по сути договором, нет!
Далее переходим к легитимности действий РЖД в данном случае. Они также предлагают всем желающим ознакомиться с
условиями публичной оферты на основании которой продают билеты. В них четко указано
При оформлении электронных билетов последовательно в предлагаемые поля вносятся реквизиты поездки и персональные данные каждого пассажира. За правильность указания реквизитов поездки и персональных данных каждого пассажира полную ответственность несет пользователь, оформляющий заказ.
Надеюсь не стоит лишний раз объяснять, что у нас относится к персональным данным, точно не номер участника программы РДЖ бонус. Однако здесь же приводится пункт
Обращаем Ваше особое внимание, в случае ошибки при вводе номеров документов, удостоверяющих личность, и других личных данных, пассажир не сможет получить посадочный купон (проездной документ) в билетной кассе и осуществить проезд в поезде.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру, указанным в электронном билете, пассажир к посадке в поезд не допускается.
Замечательно. А что делать при абсолютно правильно заполненом бланке билет распечатывается с ошибкой?
Прошу также заметить, в соответствии с
Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 г. №111
Пассажир при получении проездного документа должен проверить правильность указанных в нем фамилии, номера документа, удостоверяющего личность, реквизитов поездки (дата отправления, номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения) и другой информации. При посадке в поезд пассажир обязан предъявить оформленный проездной документ, документ, удостоверяющий личность, на основании которого приобретен проездной документ. При несоответствии фамилии пассажира или номеру, указанному в предъявленном проездном документе, при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, пассажир к посадке в поезд дальнего следования не допускается. Вместе с тем, при оформлении проездных документов допускаются опечатки, а пассажир при получении проездного документа их не выявляет, на сеть железных дорог телеграммой № 3/311 от 05.10.2005 (ЦЛДВ-2-59) направлено разъяснение, что в случае незначительных расхождений данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (не более одной буквы в фамилии, инициалах и не более одной цифры в номере), пассажир допускается на посадку для проезда в пассажирском поезде.
У моей жены фамилия отличается окончанием, а из инициалов указывается только первая буква. Следовательно ее уже обязаны были допустить к проезду в поезде.
А теперь мы подходим к самому интересному. Ведь билетные кассиры у нас также обязаны действовать в рамках инструкции. К примеру, следуя такой инструкции
в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.07.2007 N 1368р, билетный кассир обязан быть ознакомлен с правилами пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. К тому же, насколько мне известно, в случае ошибки кассира, производится гашение проездного докумена, после чего кассир оформляет такой же билет на тоже место с верными данными. Однако мой случай требует компетентного ответа, так как налицо программная ошибка. И я думаю, что в РЖД мне его в скором времени дадут!