Недавно в новостных лентах прошла информация о предстоящей в недалеком будущем замене обычных учебников на электронный. Опустим сейчас корпорацию Роснано и все вытекающее в связи с самим механизмом гос. закупок и распила бюджета. Не будем также говорить о технических характеристиках устройства, это неплохо сделал за меня Эльдар Муртазин, известный в ЖЖ как
eldarmurtazin. Но вот что мне интересно, вы бы приобрели подобный учебник своему ребенку?
Обзор электронного учебника Plastic Logic 100
Глава Роснано назвал это устройство планшетом, но это ридер. В его создание вложили миллионы, а получили… Что получили школьники и нужен ли нам такой учебник - в обзоре…
подробнее As for me, ответ, однозначно, - да. Постараюсь объяснить почему. Дело в том, что сейчас, как впрочем и всегда, у детей очень низкая мотивация к учебе. Зачем? Если взять мой собственный пример, то сначала меня страшил сам факт исключения из школы. Затем образ советского "двоечника". Впоследствии надо было поступить в институт, чтобы не ходить в армию и т.д. Но мотивации к знаниям практически не было никогда. Как мне кажется немалую роль в этом сыграла сама система образования - навязывание предметов, обязательной литературы и т.п. У ребенка практически отсутствует право выбора и как следствие возможность заниматься тем, чем ему интересно.
Но чем тут может помочь электронный учебник? Абстрагируемся сейчас от технической стороны конкретного экземпляра Plastic Logic. Предположим, что перед нами обыкновенный ридер способный к чтению pdf, epub и т.д. Зуб даю, взломают его в первый же день выхода на массовый рынок и вся идея с определенным набором учебников сразу же полетит в тар-та-ра-ры. Ну оно и правильно, если подумать об описанной ранее свободе выбора. Я же сейчас хочу подвести свою мысль вот к чему. Человек по природе очень ленивое существо. Причем не только ленивое, но еще и очень жадное экономное. Пойти в магазин и купить книжку, а тем более учебник за 300, 400, 1000 р. вряд ли кто-нибудь из нас может себе позволить без основательной на то подоплеки. К примеру, я по своей специальности был бы рад ознакомиться с трудами А.Смита, К.Маркса, но жаба душит. Библиотека тоже не вариант, на все это нужно время, а время сейчас и так единственный свободный ресурс.
И тут на рынке появляются сначала различные программы для чтения, затем весьма доступные ноутбуки и как завершение эволюции планшеты и ридеры. Положа руку на сердце, читать на планшете - это удовольствие абсолютно не сравнимое с бумажной книгой или экраном монитора. Думаю, все кто так или иначе это пробовал со мной согласятся. Не могу, правда, похвастаться аналогичным опытом с ридером на электронных чернилах, но думаю, что этот вариант не слишком-то и отличается в том, что касается чтения. Другое дело, что использовать для подобных целей смартофон дело малопригодное, подходящее лишь для ознакомления с публицистикой в местах, где с планшетом бы было не удобно. Но именно учебники я стал читать тогда, когда обзавелся планшетом. И могу с полной уверенностью утверждать, что это является одним из лучших способов самообразования. Тоже самое могло произойти со мной раньше, если бы в моем распоряжении было соответствующее устройство.
Смотрите, во-первых, спектр учебников в школьной библиотеке весьма вероятно далек от совершенства, а значит их требуется покупать. Во-вторых, не стоит забывать и о классической литературе, среди которой тоже иногда попадаются хорошие вещи, которых попросту может не быть в наличии. Добавим к этому Интернет и сопутствующие материалы и получим идеальную игрушку для мозгов. Другой вопрос, что само наличие устройства еще не предполагает прямого использования его по назначению. Вместе с кустарным джайлбрейком появится возможность устанавливать различные игрушки и прочие отвлекающие факторы. Но тут уж ничего не поделаешь. Планшет - это устройство не только для ума, но и для души. А через игру мы как известно познаем мир. Здесь уже придется искать другие воспитательные рычаги, однако сам факт того, что у ребенка не будет дополнительных препятствий на пути к знаниям меня очень радует. Осталось лишь немного реформировать образование, чтобы внедрению технических новинок ничего не препятствовало и на выходе мы сможем получить куда более качественных специалистов, чем это получается сейчас. Кстати интересно, они утвердят только один вид разрешенных к применению устройств или все-таки сможем приобрести чаду нечто получше, вроде того же ipad? Но думаю, что к тому моменту, когда наши дети пойдут в школу мы все это так или иначе узнаем.