Иногда лучше молчать или жевать, чем говорить.

Jan 03, 2012 18:10


Профессия PR - публичная. Никто с этим не спорит. Но, есть такие пиарщики, которые сами в себе. Вот я, например, такая. Да, я поддерживаю и развиваю связи, общаюсь, и даже по мере необходимости делаю вылазки на различные мероприятия. Но я не живу публичной жизнью. Иногда на это просто не хватает времени и желания, а иногда понимаешь, что посещение какого-то мероприятия - потеря того самого драгоценного времени, которое можешь провести дома с любимым человеком.
Я не блоггер мультитысячник, хотя всю информацию черпаю из сети. Постоянно читаю интересные мне аккаунты, отслеживаю информацию, тренды, и даже иногда кажется, что нахожусь в самой  в гуще событий. Но - очень редко пишу сама. Знаете, когда сказать нечего, то лучше все-таки молчать. Я это четко понимаю, и поэтому молчу.

Но, вот сегодня, например, 3 января, мне захотелось рассказать о некоторых вещах, связанных с моей профессией - PR. Вернее, подвести некоторые итоги семилетней работы в  профессии.

Вспоминаю себя, ту юную Наташу, которая только начинала постигать азы пиара по книжкам, реализовывала на практике,  и ежедневно натыкалась лбом на свои же ошибки. Вспоминаю себя в то время, когда горели глаза, когда работала круглосуточно «на благо компаний». Сейчас глаза горят, по-прежнему, но работаю уже не так. Нет, не то, что бы меньше или слабее, нет.  Напротив, сильнее. Просто более точечно, рассудительно, расчетливо. Сейчас просто работаю, а не бегу куда-то впереди паровоза. Четко делю на «нужно и не нужно», цинично оцениваю «выхлоп», и просто не берусь за «проекты», которым навсегда суждено остаться только «проектами».

Когда-то, приходя на собеседования в компании, я получала отказ в работе, потому что у меня не было профильного образования PR, а было высшее техническое образование. Этот аргумент приводил меня в уныние и ужас…О, Боже! Я не специалист, хотя уже 3 года пахала в профессии, подготовила компании к нескольким выставкам, провела семинары,  вела сайты, и развивала проекты.

Обидевшись и рассердившись,  я целенаправленно получила второе образование по PR. Что дало оно мне в итоге? Не могу сказать, что ничего не дало вообще. Это будет неправдой. Обучение позволило разложить по полочкам в голове все самостоятельно полученные и накопленные знания. Но не более того. Новых открытий не было. Более того, было небольшое разочарование, потому что я просто прослушала главы из уже прочитанных учебников.
И практические примеры были липовыми в институте. Например: «Вы, как пиар-менеджер, даете задание штатному фотографу, который по вашему заданию делает серию снимков на объекте компании.  После этого, вы можете передать фотографии редактору сайта для размещения, а также  проконсультироваться с менеджером по маркетингу по стратегии…» Да все не так на самом деле. В компаниях малого и среднего бизнеса ты сам себе и менеджер по маркетингу, и фотограф, и рекламщик, и все-все-все на свете. Или, как пример PR-кампании, нам рассказывали сказки о том, как нужно провести кампанию с таким-то бюджетом и достигнуть такого-то эффекта. Вот, например, в компании «Газпром» сделали такую-то штуку. А на практике - ты работаешь не в «Газпроме», и ты работаешь без бюджета. Или он ооооочееень ограничен. Только вот этому не учат в институтах.

А вот такие элементарные вещи, при подготовке семинара, что большинство докладчиков могут принести свою презентацию на флешке, сохраненную в формате PowerPoint2007, а у тебя на компе установлен 2003 Microsoft Office, и она у тебя просто не откроется…Или удлинитель в зале не дотянется, а ты запасной не взял. Или, что рассылку нельзя делать без скрытых копий всем адресатам, а в пресс-релизе не должно быть ни слова рекламы, как бы этого не хотелось… Вот таким мелочам не учат. Не обращают на это свое внимание  преподаватели, не тыкают носом учеников. А надо.
Позже, когда уже стала работать на руководящих должностях, и ко мне приходили работать молодые пиарщики. Некоторые из институтов с дипломом по PR - вот от них особенно волосы вставали дыбом, а некоторые вообще из смежных специальностей, но очень-очень толковые. Я не говорю, что все такие дураки с дипломами, но буквально в этом году мне попался такой PR-менеджер - выпускница кафедры «связи с общественностью» Санкт-Петербургского Государственного Университета. Что делала девочка 5 лет в институте - для меня загадка. Видимо училась пиарить. Но то, что она вытворяет сейчас в рамках компании, в которой работает - сесть в угол и плакать. Полный пофигизм к своему делу, только «новости» по расписанию. И новостями то это назвать трудно. Очередное  - «много букав», которые восхваляют компанию. Ну, и  естественно, болезнь преувеличения новостных поводов, позорное качество оформления и подачи материала.  Вранье и липа. Лишь бы было. Потому что директор хочет 3 новости в неделю. А именно в ее задачи, как пиарщика, входит объяснение директору того, что НЕЛЬЗЯ гнать лажу ради лажи. Но не будет человек этого делать. Копать - значит копать.

Зато девочка ведет очень «большой и профессиональный» блог о PR, в котором она рассказывает об активностях, позитивностях и прочих штуках. Вот и думаешь, потом, - то ли я дурак, и писать мне нечего, то ли лучше, правда, помолчать.

Так вот, к чему я это. Не бывает плохих или хороших пиарщиков. Бываю пиарщики, а бывают непиарщики. Вот я даже не знаю теперь к какому типу себя отнести. Вроде, опыта и знаний хватает вполне, все-таки почти 7 лет за плечами, километры написанных текстов, сотни проектов. И ты понимаешь, понимаешь, что ты можешь.  Почитаешь и посмотришь на проекты действительно сильных пиарщиков - понимаешь, что еще учиться, учиться и учиться. Для меня сильные пиарщики это не те, кто «очень публичны», и пишут 30 профессиональных статей за месяц (КОГДА???). Как правило, ты встречаешь таких людей в недрах компаний. Им некогда, они пашут. Но в их руках, как в руках садовников компании расцветают. И вот респект им.

А у меня впереди новая работа - сильная московская компания, которая передала мне в руки управление отделом маркетинга и рекламы. Доверили. Спасибо. Буду делать. Буду стараться делать хорошо. И, наверное, надо выйти из сумрака:)

Ну и еще, напоследок. Этот пост - какой-то крик души, наверное. Не приговор, не осуждение, а просто переживание за профессию. Наверное просто захотелось сказать. Но, оправдываю себя тем, что мне есть что показать, как пиарщику, в своем портфолио.

Спасибо за прочтение.

Мысли вслух

Previous post Next post
Up