Как и любой город-порт, Калининград имеет богатейшую морскую историю. Когда-то, до развала СССР, город славился своим научным и рыбопромысловым флотом. Магазины были завалены рыбой, открывались исследовательские институты, а научные суда покоряли Атлантику и арктические широты. Профессия моряка была очень престижной, овеянная бесконечной романтикой, мужеством и жаждой приключений. Сегодня, практически в каждой калининградской семье, кто-то из родственников был так или иначе связан с морем.
Сейчас, к сожалению, от некогда могучего научного флота практически ничего не осталось. Не лучшие годы переживает и рыбная промышленность. Но, как бы то не было, сегодня у калининградцев есть и повод для гордости - это, единственный в России, уникальный Музей Мирового океана, организованный решением Правительства РСФСР 12 апреля 1990 года.
Именно благодаря талантливой и умной дирекции, под бессменным руководством Сивковой Светланы Геннадьевны, музею удалось сохранить не только уникальные научные суда, ставшие музейными экспонатами, но и создать настоящую Набережную исторического флота, у причала которой ошвартована еще и, единственная в стране, подводная лодка-музей на плаву "Б-413", а рядом с главным корпусом музея недавно появился новый экспонат - огромный гидросамолет Бе-12 "Чайка".
О Музее Мирового океана, проходящего сегодня масштабную реконструкцию и перепланировку, я еще расскажу в будущем отдельно, а пока хочу лишь показать некоторые суда, которые можно увидеть в рамке небольшой водной прогулки по реке Преголя. К сожалению, в моем репортаже не будет музейных НИС "Витязь" и подводной лодки, так как мне не удалось найти удачные ракурсы именно со стороны реки, но, вместо этого я решил дополнить пост фотографиями других симпатичных корабликов, приписанных к Калининградскому морскому торговому порту.
02.
Если двигаться со стороны Эстакадного моста и Рыбной деревни, самым первым кораблем на вашем пути станет, единственное в стране, музеефицированное судно - рыболовный траулер "СРТ-129", на борту которого создана экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России.
Это одно из отечественных рыболовных судов послевоенного периода и единственное сохранившееся в северо-западном регионе России. Заложенные еще в 1939-1944 годах на верфях Германии рыболовные суда типа «логгер» и «логгер-траулер» были достроены в 1947-1949 годах в Германии и переданы Советскому Союзу в счет репараций. Они предназначались для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов.
03. Рыболовное судно "СРТ-129". На заднем плане Научно-исследовательское судно "Витязь".
Суда этого типа в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х годов в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны. Эти суда были базами, на которых внедрялись новые методы лова, хранения и переработки рыбной продукции. Они же стали образцами для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана ("Александр А. Ковалевский", "Академик Берг", "Миклухо-Маклай", "Шельф" и другие).
Среди палубного оборудования наибольший интерес представляют паруса. На судах типа СРТ поднимали паруса, используя их для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой. Носовой парус (кливер) поднимался на фок-мачте, кормовой парус (трисель-грот) - на грот-мачте.
Тактико-технические характеристики:
- наибольшая длина - 38,5 м;
- ширина по грузовой ватерлинии - 7,8 м;
- общая высота рангоута - 17,35 м;
- осадка с полными запасами - 5,86 м;
- водоизмещение - 410 тонн;
- автономность плавания - 8140 миль;
- мощность главного двигателя - 300 л. с.;
- скорость хода - 9 узлов;
- грузоподъемность 110 тонн;
- экипаж - 26 человек.
Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" - единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. В 2001 году корабль был ошвартован у причала Музея Мирового океана. Его постановка в городе Калининграде, возможно, спасла корабль от горькой участи остальных судов флотилии.
04. Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев".
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» - свидетель значительных побед Советского Союза в освоении космоса. Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов. Развал Советского Союза и тяжелое экономическое положение страны в 90-х годах привели к расформированию флота.
05.
Корабль носит имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева, Героя Советского Союза, калининградца. 24 ноября 1978 года на судне был поднят вымпел Академии наук СССР. До 1994 года оно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль и сейчас выполняет свои прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.
Тактико-технические характеристики:
-длина - 121,8 м;
-ширина - 16,7 м;
-водоизмещение - 6360 т;
-осадка - 6,6 м;
-скорость хода - 14,7 узлов;
-мощность двигателя - 5200 л.с.;
-экипаж - 60 человек;
-научный состав - 77 человек.
06. Проходя по морскому каналу, на берегу Вольной гавани можно увидеть строящийся храм святителя Николая Чудотворца - покровителя путешественников и мореплавателей.
07. Судно-бункеровщик "Наталья Гончарова", построенное в 1966 году на немецкой верфи Bayerische Schiffbau Gmbh vorm. a. Schellenberg. Бункеровщик относится к танкерам и осуществляет заправку (бункеровку) судов в портах и на рейде жидким топливом, маслом и другими нефтепродуктами.
08. Самоотвозный грейферный земснаряд "Елена" типа Аракс, проект 1517, принадлежащий калининградскому ЗАО "Гидрострой"
09. С реки можно увидеть сохранившееся здание Кёнигсбергского яхт-клуба.