В Гданьск не возможно не влюбиться. Попав сюда однажды, человек получает такое огромное количество положительных эмоций от прогулок по улицам этого старинного города, что хочется вернуться еще не раз. Так было и со мной… Здесь можно гулять допоздна в любое время года, любуясь шедеврами ганзейской архитектуры, можно пройтись по музеям или взять экскурсию на кораблике по реке Мотлава (Motława). А можно просто отдохнуть в многочисленных уютных ресторанчиках и кафе…
Гданьск интересен весь… и старый, и современный. Многочисленные парки, скверики, зоны отдыха и развлечений приманивают магнитом, но куда идет человек, посетивший этот город в первый раз? Конечно, в его старинную часть, где каждая улочка пронизана духом того времени…
Охватить в одном обзоре весь город нереально. А поэтому, сегодняшний свой репортаж я хочу посвятить исключительно Старому городу, а точнее его небольшой части - набережной реки Мотлава.
Попасть на набережную из центральной части Старого города можно через любые из многочисленных арочных ворот: Коровьи, Зеленые, Хлебницкие, Мариацкие, Святого Духа, Страганярские и другие.
Мы, например, воспользовались Хлебницкими воротами XIV века. Они являются самыми старыми готическими воротами города и украшены гербом города еще без короны. Своё название ворота получили от средневековых хлебных лавок, располагавшихся на улице Хлебницка, где торговали хлебом и булочными изделиями.
Так как на дворе стоял январь - прогулочные корабли и лодки по Мотлаве не ходили, а стояли у причалов на всем протяжении реки, вплоть до акватории порта.
Первым делом мы повернули налево и направились к, пожалуй, главному архитектурному символу Гданьска (наравне с Мариацким Костёлом) - старинному крану Журав (XV век), который являлся самым крупным портовым краном средневековой Европы.
Высоченное сооружение использовалось для погрузки тяжелых товаров на корабли, для установки мачт, а также, как городские ворота. Максимальная высота подъема грузов весом 2-4 тонны составляла 27 метров. Внутри Журавля находится огромное деревянное колесо, которое когда-то приводилось в движение силой человеческих ног.
Если стать к Журавлю спиной, то на противоположном берегу Мотлавы мы увидим огромные старинные амбары. Они расположены на острове Оловянка и, в настоящий момент, являются зданиями Центрального Морского Музея Гданьска. Перед ними, на вечном причале, находится судно "Солдек" ("Sołdek") - это первый корабль, построенный в Польше, после окончания Второй Мировой войны. Названо было судно в честь Станислава Солдека, одного из талантливейших работников завода на Гданьской судоверфи.
Если двигаться по набережной еще дальше вперед, то можно прийти в индустриально-портовый район города, а посему мы повернули обратно.
В центральной части набережной в районе Старого Города находится множество кафе и сувенирных магазинчиков. Цены здесь в два, а то и в три раза выше, чем на остальных улочках города, но, зато, здесь можно найти что-то более оригинальное и редкое.
Между Мариацкими и Хлебницкими воротами находится красивое здание Археологического музея Гданьска. Ранее в этом старинном доме располагалось "Естественное товарищество" - одно из старейших научных обществ Польши, основанное в XIX веке. Со стороны Мотлавы боковой фасад здания украшен многоэтажным эркером. В высокой башне, увенчанной красивым куполом, ранее находилась обсерватория.
Прямо у стен музея, со стороны набережной, находятся интересные экспонаты - Каменные бабы - гранитные идолы, обозначавшие, предположительно, прусских богов, а также знаменитых братьев Брутена и Видевута - культурных персонажей прусской мифологии. Интересно, что одни статуи держат в руках ритуальные предметы: например, нож и чашу, другие же не имеют ничего.
А мы идем дальше, по направлению к Зеленому мосту и Зеленым воротам. Эти ворота XVI века в стиле Ренессанс, пожалуй, самые известные в городе. Они отделяют главную "туристическую" улицу Гданьска - Длуги Тарг от реки Мотлава. Ворота в готическом стиле, под названием Коги, стояли тут еще с XIV века, но два столетия спустя они были разобраны, и на их месте появились Зеленые ворота. Их изящная архитектура обусловлена тем, что первоначально они предназначались для королевских процессий, так как выходили на дорогу, в направлении Гданьск - Эльблонг - Кёнигсберг.
С Зеленого моста, названного так, наверное, из-за предрасположенности мостового камня к позеленению, открывается вид на еще одни ворота - Коровьи и одноименный мост. Названы они были так, так как служили для прогона коров с пастбищ, а также на близлежащую скотобойню.
Также с моста можно полюбоваться панорамой Амбарного острова и расположенными на нем старинными зерновыми складами. С XIII по XVI века остров застраивался исключительно складами и служил важным районом в промышленной структуре города. Склады тщательно охранялись, а пойманным ворам грозила смертная казнь.
Сразу за мостом, по соседству с амбарами, раскинулся новый жилой квартал, стилизованный под старину. Многие дома являются точными копиями довоенных построек.
В конце квартала находятся еще одни симпатичные ворота с большой округлой башней - Молочные или Кувшинные. По одной из версий, свое название ворота получили именно из-за формы башни, напоминающей молочный кувшин.
Здесь мы закончили свою небольшую прогулку по набережной и, через Зеленые ворота, направились обратно в Старый Город - удивительный по красоте и атмосфере, район Гданьска, из которого так не хочется уходить...
Читайте также в серии "Путешествие в Польшу - 2011:
Часть 01.
"Путешествие в Польшу 2011. В путь-дорогу"Часть 02.
"Польша. Общие впечатления"Часть 03.
"Гдыня - город поющих светофоров"Часть 04.
"Сопот - город у моря"Часть 05.
"Олива - под чарующие звуки органа"Часть 06.
"Замок Мальборк - дверь в прошлое"Часть 07. "Гданьск. Прогулка по набережной"
Часть 08. "Гданьск - очарование средневековой Польши"