Самый западный военный аэродром России

Nov 23, 2019 15:42


Четыре года назад на страницах своего блога я уже подробно рассказывал о нашем калининградском "Храброво" - самом западном аэропорте страны. И вот пришло время рассказать о самом западном военном аэродроме России - Чкаловске. Хотя, если быть точнее, чуть более западнее, ближе к побережью Балтийского моря, расположена ещё 396-я ОКПЛВЭ (отдельная корабельная противолодочная вертолётная эскадрилья на Ка-27ПЛ и Ка-27ПС) авиации БФ в поселке Донское под Калининградом, одной из важнейших задач которой является не только разведка и поиск подводных лодок, но и оказание помощи терпящим бедствие на море. Но, что касается военных самолетов, аэродром Чкаловск морской авиации БФ - самый западный в стране.



Посетить военный аэродром "Чкаловск" мне посчастливилось во-второй раз в жизни, 19.10.2019 г., благодаря Дню открытых дверей в честь празднования 80-летия образования 689-го гвардейского Сандомирского ордена Александра Невского, истребительного авиационного полка имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина. Последний раз подобное мероприятие проводилось на аэродроме 19 июля 2008 года в рамках празднования Дня авиации ВМФ.

02.



О самом празднике я расскажу подробнее чуть позже, а пока хочется немножко пройтись по истории некоторых военных аэродромов нашей области, пускай и слегка грустной…

Давным-давно, ещё во времена, когда я был подростком, а калининградский микрорайон "Сельма" только начинал строиться, моим любимым занятием было наблюдение за военными самолетами. Из окон квартиры на 8м этаже можно было целыми днями наблюдать в бинокль за посадкой истребителей на аэродром "Чкаловск". Наверное, именно тогда зародилась моя любовь к авиации и авиационному споттингу. А в 1996 году аэродром устроил День открытых дверей и военно-воздушный праздник для всех желающих. Это событие настолько меня впечатлило, что тот день до сих пор ярко сохранился в моей памяти.

03.



В те времена я не знал, что спустя два года, в 1998 году, аэродром "Чкаловск" будет выведен из эксплуатации и начнется его планомерное разграбление и запустение… Так же я не знал, что под Калининградом существовал еще и второй военный аэродром - "Северный" (Нивенское), бывший немецкий аэродром Люфтваффе - Йесау (нем. Jesau), на котором в 30е - 40е годы базировались тяжелые стратегические истребители и истребители-перехватчики Мессершмитт. В 90е годы, по техническому состоянию и инфраструктуре, данный аэродром считался лучшим в Калининградской области.

04.



С аэродромом "Северный" я познакомился впервые только в 2012 году, когда и узнал его печальную историю, о которой уже ранее рассказывал в блоге. Так как его история также напрямую связана с аэродромом "Чкаловск" и 689-м ГвИАП, вкратце перескажу ее еще раз.

Как я писал ранее, после полного послевоенного восстановления инфраструктуры аэродрома Йесау / Северный, с октября 1952 года, на нем стал базировался легендарный 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра Невского, истребительный авиационный полк имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина или просто 689 ГвИАП.

05.



В апреле 1978 года на аэродром из Владимира был передислоцирован ещё и 288-й отдельный вертолётный полк, перешедший в подчинение легендарной 11-й Гвардейской Армии СВ Краснознаменного Прибалтийского ВО.

А уже с 1989 года 689-й истребительный авиационный полк начал летать на самолетах четвертого поколения Су-27. Ничто не предвещало беды, но, начавшиеся в 2000-х годах, реформы Министерства обороны, следом за Чкаловским аэродромом начали уничтожать полк и аэродром в Нивенском, во многом благодаря безответственным действиям командующего Балтийским флотом Владимира Валуева.

06.



07.



Сначала, в 2001 году, полноценный полк решили сократить и преобразовать в 143-ю истребительную авиационную эскадрилью... Затем, летом 2002 года, 288-й вертолётный полк, состоящий из вертолетов Ми-8 и Ми-24, был переформирован в 125-ю отдельную вертолетную эскадрилью ВВС и ПВО Балтийского флота, которая затем была перебазирована на разрушающийся аэродром "Чкаловск", называемый летчиками "танковым полигоном". Следом за вертолетами, в состав морской авиации БФ вошли и истребители Су-27, также перебазированные на Чкаловский аэродром.

08.



Полеты на аэродроме Северный прекратились, а всё ценное аэродромное оборудование было вывезено. Что не успели вывезти - было расхищено. Оставшиеся "без хозяина", здания аэродромной инфраструктуры быстро пришли в аварийное состояние. А в скором времени МО и губернатором области Николаем Цукановым было принято уже окончательное решение о демонтаже аэродрома.

09.



На фоне уничтожения аэродрома Йесау / Северный с отличной ВПП, полноценным жилым гарнизоном в непосредственной близости от аэродрома, командование заявляет о желании модернизировать полуразрушенный военный аэродром "Чкаловск" с аварийной ВПП, особенно после повреждения президентского Ил-96 при посадке в Чкаловске во время визита Путина в Калининградскую область летом 2003 года.

10. Стартовый командный пункт (СКП).



Разговоры продлились до конца 2011 года, а осенью 2012 г. "Чкаловск" был закрыт уже полностью. Реконструкцию ВПП планировалось осуществить в сжатые сроки до конца 2013 года.

11.



Однако, в конце 2013 года, реконструкция аэродрома не закончилась, а, наоборот, только началась. Вся имеющаяся там авиация была временно перебазирована на военный аэродром штурмовой авиационной эскадрильи под г. Черняховск, Калининградской области, являющийся базой для Су-24М.

12.



На первом этапе были проведены дренажные работы, восстановлены линии электропередачи и система радионавигации, заменено покрытие ВПП и выполнено ее удлинение до 3500 м, а также построены рулежные дорожки и стоянки. Работы завершились лишь к весне 2015 года и начался второй этап реконструкции - постройка аэродромных зданий и сооружений. На эти цели было выделено 2,4 миллиарда рублей.

13.



Чкаловский аэродром начал постепенно возрождаться. Окончательная реконструкция была завершена лишь во второй половине 2018 года, а первым самолетом, протестировавшим новую ВПП, стал военно-транспортный Ан-26.

14.



Окончательно истребители 72-й авиабазы морской авиации Балтийского флота вернулись с аэродрома "Черняховск" на аэродром "Чкаловск" 4 октября 2018 г.

15.



16.



Итак, 19 октября, день праздника. С самого утра к аэродрому из города потянулись десятки машин. Праздник, во многом планировавшийся для жителей пос. Чкаловск, благодаря СМИ, вызвал огромный интерес у калининградцев. Из-за отсутствия вблизи аэродрома какой-либо автостоянки, автомобильная пробка растянулась на многие километры, а часть людей смогла попасть на аэродром лишь к самому концу праздника. К примеру, на подобных мероприятиях в соседней Польше, под временную автостоянку используют поля вблизи аэродрома, настолько много желающих…

17.



Сразу за КПП (сегодня аэродром относится к в/ч 32497 в составе 72-й Гв.АвБ) расположен памятник сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику Су-24 и идет дорога к летному полю и первым зданиям аэродромной инфраструктуры.

18.



19.



К сожалению показательные полеты боевой авиации в последний момент было решено отменить. Наверное, из-за безопасности и экономичности… Сразу вспоминается авиашоу, посвященное 100-летию морской авиации Балтийского флота на военном аэродроме Черняховска, 16 июля 2016 г., где праздник состоялся по полной программе… Но, начало положено и интерес к празднику получился огромным. Хочется верить, что выводы будут сделаны и подобные праздники ещё порадуют нас в будущем, уже с авиашоу.

20.



Праздничная программа началась с торжественного построения, парада и награждений, после чего зрителей пустили к самолетам и аэродромной технике.

21.



22.



23.



24.



25.



26. Друзья споттеры.



27. Выставка радиоуправляемых моделей самолетов.



28.



29. Аэродромный пёс.



30. Праздничная программа была также дополнена великолепным концертом на открытой эстраде ансамбля "Черные береты" и коллектива ДК "Чкаловский".



31. Гостей также порадовали парашютисты, полевая кухня и полеты над ВПП самолета-амфибии Л-145, производства самарского ООО "Авиатех".



32.



33.



34. Самолет-амфибия Л-145.



35.



36.



37.



Многим впервые удалось не только увидеть вблизи истребитель-перехватчик Су-30СМ, фронтовой бомбардировщик Су-24М, многоцелевой ударный вертолет Ми-24, сверхзвуковой тяжелый истребитель-перехватчик Су-27П и военно-транспортный Ан-26, но и посидеть в кабине пилота.

38.



39.



40. Чтобы попасть в кабину на пол минуты и сделать заветную фотографию, люди отстаивали по часу в длиннющих очередях.



41.



42.



43.



44.



45.



Чуть меньше надо было отстоять, чтобы попасть внутрь транспортного Ан-26 в кабину вертолета или в кабину одного из автомобилей спецтехники.

46.



47.



48.



49.



50.



На выставке были представлены:

Аэродромный подвижный электроагрегат АПА-5Д на шасси автомобиля Урал-4320, являющийся автономным источником электрической энергии и предназначен для электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовой электроаппаратуры самолетов в наземных условиях.

51.



52. Унифицированная газоразрядная станция УГЗС.М - КР для зарядки бортовых систем самолетов медицинским кислородом.



53. Унифицированная газоразрядная станция УГЗС.М - АР для зарядки бортовых систем самолетов азотом.



Аэродромная вакуумная подметально-уборочная машина В6500М на шасси КамАЗ-53605 для поддержания чистоты ВПП, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок авиационной техники.

54.



Специальный мобильный комплекс средств наземной поисково-спасательной команды (СМК НПСК), предназначенный для поиска места авиационных происшествий и оказания доврачебной помощи на месте ЧС.

55.



И несколько слов о представленной к обозрению авиатехнике.

Сверхзвуковыми тяжелыми истребителями-перехватчиками четвертого поколения Су-27П и Су-27УБ войск ПВО Северо-западного округа, предназначенными для завоевания превосходства в воздухе, наверное, уже никого не удивить, а вот многоцелевой истребитель-перехватчик поколения 4++ Су-30СМ смотрелся уже намного интереснее.

56. Истребитель-перехватчик Су-27УБ 102 "Командир полка Александр Бойков".



Характерной особенностью самолётов поколения 4++ (Су-30 и Су-34) является возможность самостоятельного поиска цели без помощи самолёта ДРЛО, а также они оснащены мощными средствами РЭБ в случае обнаружения противником.

57. Истребитель-перехватчик Су-30СМ 75.



58.



Старичок фронтовой бомбардировщик Су-24М, пускай и модернизированный, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, уже почти 50 лет стоит на вооружении ВКС РФ, но постепенно вытесняется более совершенным и легким в управлении современным фронтовым бомбардировщиком Су-34.

59. Фронтовой бомбардировщик Су-24М.



60.



Турбовинтовой военно-транспортный Ан-26 имеет большую ширину проёма грузового люка и специальной трап-створку, в сравнении с Ан-24, что дает возможность погрузки груза как с земли, так и из кузова автомобиля. Пассажирская модификация способна перевозить до 43 военнослужащих.

61. Военно-транспортный Ан-26.



62.



63.



Вертолет на празднике был, к сожалению, только один - это многоцелевой ударный вертолет Ми-24, предназначенный для огневой поддержки войск на поле боя и высадки тактических десантов.

64.



65.



66. Чуть поодаль в закрытой зоне аэродрома находились еще военно-транспортный Ан-72 ("Чебурашка") и Ту-134А МА ВМФ России.



67.



Ну и в заключении расскажу в общих чертах о том, какие виды авиации входят в состав нашей 72-й Гв.АвБ.

Морская истребительная авиация (ИА), имея на вооружении самолёты-истребители Су-27 и Су-30, является одним из основных средств борьбы с воздушным противником и предназначена для поражения самолетов и вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов противника в воздухе. Кроме того, ИА может привлекаться для поражения морских, наземных объектов противника, а также вести воздушную разведку и круглосуточное дежурство по ПВО. Базируется на аэродроме "Чкаловск".

68.



69.



Морская штурмовая авиация (ША), имея на вооружении самолёты-штурмовики Су-24М и транспортно-боевые вертолёты Ми-24 и Ми-8, предназначена для поражения в тактической глубине (ближней морской зоне) боевых кораблей, катеров, транспортов (судов) противника; поражения критически важных экономических, военных и других наземных объектов противника; авиационной поддержки высадки морских десантов и их действий на берегу; поражения наземных объектов, техники и войск противника в интересах береговых войск флота; поражения морских и воздушных десантов самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота, авиацией ВВС, и другими войсками Российской Федерации. Базируется на аэродроме "Черняховск" и "Чкаловск".

70.



Противолодочная авиация (ПЛА)‚ имея на вооружении противолодочные вертолёты Ка-27ПЛ, предназначена для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок противника самостоятельно и во взаимодействии с другими противолодочными силами флота, а также для выполнения минных постановок, поиска и уничтожения подводных диверсионных сил и средств противника. Кроме того, иногда к нам заглядывают в гости и Ил-38Н.

Кроме того, ПЛА может привлекаться для ведения воздушной и радиационной разведки, поиска и спасения экипажей летательных аппаратов кораблей (судов), терпящих бедствие на вертолетах Ка-27ПС, оборудования ложных районов действий и маршрутов развертывания своих подводных лодок, а также выполнения других задач. Базируется на аэродроме "Донское".

Транспортная авиация (ТрА) на Ан-26 и Ту-134 предназначена для выполнения воздушных перевозок войск, вооружения и военной техники, обеспечения маневра авиационных частей и подразделений, а также десантирования. Кроме того, ТрА может привлекаться для ведения воздушной разведки; ретрансляции сигналов управления; спасения экипажей кораблей, летательных аппаратов, терпящих бедствие в море, а также для решения других специальных задач. Базируется на аэродроме "Храброво".

71. Ан-26



72. Ан-72



73.



Авиация специального назначения (ФСБ, МЧС, МВД, ФТС) на вертолетах Ка-32С, МИ-8 и др., предназначена для обеспечения управления силами, ретрансляции сигналов боевого управления, поисково-спасательных действий, выполнения санитарных перевозок и др. Базируется преимущественно на аэродроме "Храброво".

Вообщем, кто бы что не говорил о ежедневно летающих истребителях над городом, меня они только радуют, и я на 100% уверен в защите границ нашей области и страны. Аэродром с 74-летней историей снова в строю!

74.



75.



76.



-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!
Мой Telegram канал: Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!

Л-145, истребители, 2019, 689-й истребительный авиационный полк, самолеты, kaliningrad, Су-27УБ, в/ч 32497, Ту-134А, Калининград, Ми-24, 689 ГвИАП, Чкаловск, Россия, Ан-26, Су-27П, 72 Гв.АвБ, Калининградская область, Су-24М, Су-30СМ, аэродром Нивенское, споттинг, аэродром Чкаловск, spotting, вертолеты

Previous post Next post
Up