Итак, наконец-то, выполняю свою часть обязательств и представляю вашему вниманию долгожданный репортаж с Троицкого моста. Напомню, что я был приглашен поучаствовать в проекте "Блогеры разводят мосты", организованным компанией
СПБ ГБУ "Мостотрест" и сообществом питерских блогеров
spbblog. Вместе со мной познать тайны одного из самых красивых мостов Санкт-Петербурга, были приглашены еще четверо фото-блогеров: Ильдар
2dar, Маша
fotomanya, Сергей
periskop и Илья
gold_lion_1989. Вся команда уже успела сделать красочные и очень информативные посты, остался лишь я один, улетевший, практически сразу после съемки, на отдых в Европу.
Прежде чем начать что-то писать, я задумался, в каком ключе это сделать? Массовые блог-туры - это, конечно, хорошо, с одной стороны, но вот с другой - посты участников таких туров, зачастую, похожи друг на друга, как сиамские близнецы. Прочитаешь так два, информативно похожих, отчета и читать остальные на ту же тему уже отбивает всякое желание. Другая сторона вопроса - это техническая составляющая. Одно дело читать про путешествия, другое дело - пытаться разобраться во всевозможных сложных технических особенностях описываемого инженерного объекта и т.п.
Учитывая, что мой блог имеет свою тематику и, соответственно, особый контингент читателей, я решил написать про Троицкий мост максимально простым и понятным языком, как описывал, в свое время, особенности устройства и работы Ленинградской АЭС. Если же кто-то хочет увидеть максимальный технический обзор Троицкого моста, а также ознакомиться с его довольно непростой историей, не поленитесь - зайдите в блоги остальных участников нашей команды, перечисленных выше, а также всегда вам в помощь Википедия и иные информационные ресурсы.
02. Троицкий мост - третий по старшинству, среди мостов Петербурга.
Немного продублирую свой абзац из анонса мероприятия. Что же входит в обязательные планы любого человека, впервые посетившего Санкт-Петербург, кроме прогулок по улочкам и паркам города, посещения музеев и осмотра различных архитектурных достопримечательностей? Конечно же, это знакомство со знаменитыми питерскими мостами! В любой сезон, в любую погоду, разводка мостов собирает сотни людей, завороженно наблюдающих за этим впечатляющим зрелищем. Глядя, как подымается многотонный пролёт моста, мало кто задумывается, а как такое вообще возможно? Признаться, я и сам редко про это думал, а ведь это очень и очень интересно!
Когда-то, много лет назад, я впервые приехал в Санкт-Петербург и нарисовал для себя на карте первый ознакомительный городской маршрут, который включал и Троицкий мост. Маршрут начинался от станции метро "Горьковская", захватывал Петропавловскую крепость, Аврору, и по Троицкому мосту уходил на Дворцовую набережную в сторону одноименной площади…
03.
Продолжить своё знакомство с мостом я решил, как и раньше, от стен Петропавловской крепости, прибыв на излюбленную точку в половину одиннадцатого вечера. Пасмурная дождливая погода, прочно обосновавшаяся в эти дни в Петербурге, сделала вид на мост каким-то серым и не особо выразительным. Я решил дождаться включения городского освещения, до которого оставалось всего полчаса.
04. Вид на Петропавловскую крепость.
С включением фонарей и подсветки фасадов зданий, вид на мост преобразился. Он ярко заиграл теплыми огнями, весело отражающимися на неспокойной поверхности Невы. И тут мне несказанно повезло. Пока я снимал виды, на всей поверхности моста вспыхнула дополнительная белая иллюминация, сделавшая вид на мост и вовсе потрясающим! Продолжалось это световое шоу, увы, не долго, всего минут 10, а то и меньше и больше не повторялось. К сожалению, я забыл спросить про эту красоту у представителей СПб ГБУ "Мостотрест", почему такая иллюминация включается лишь в 23:00 и на такое короткое время.
05. Полная иллюминация моста.
Вдоволь наснимав видов, я отправился по мосту на противоположную сторону Невы, где должен был встретиться с остальными членами команды и представителями Мостотреста. Кстати, именно с Троицкого моста открывается один из самых красивых видов на Петропавловскую крепость, Неву, Зимний дворец, Васильевский остров, а также на соседние мосты: Дворцовый, Литейный, Биржевой и другие. Почти, как в Амстердаме.
06.
Чуть-чуть пробежимся по истории Троицкого моста. Это один из старейших мостов Петербурга и первая понтонная переправа на этом месте возникла еще в 1803 году, году в честь 100-летия города. Мост получил название Петербуржский. Этот мост исправно служил людям целых 20 лет, пока, в 1824 году его решили не модернизировать. Мост впервые получил имя Троицкий, по находившейся рядом одноименной площади. И вот, спустя еще 73 года, мост перестраивают в третий раз. Закладка, уже постоянного моста, к тому же разводного, состоялась 12 августа 1897 года, при участии российского Императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора. Это событие имело политическую окраску, и было направлено на улучшение отношений между двумя странами. Мост был торжественно открыт к 200-летию города, 16 мая 1903 года, а Император Николай II стал первым человеком, который впервые запустил электродвигатели, оживившие уникальную разводную механику моста.
07.
К слову, в эти годы мост разводился не вертикально, а горизонтально, поворачиваясь вокруг оси и, таким образом, образуя проходы для судов. Тут еще хочу добавить, что главный железнодорожный мост нашего Калининграда, изначально (ещё в немецком Кёнигсберге), имел такую же поворотную систему.
А через пятнадцать лет, в 1918 году, мост был вновь переименован. Сперва в мост Равенства, а после гибели революционера С. М. Кирова, в 1934 году, в Кировский мост. И все же, мост вновь стал Троицким, но лишь в 1991 году. В последующие годы мост неоднократно реконструировался: была обновлена вся разводная система, дорожное покрытие, заменены электрические сети. Последняя крупная реконструкция завершилась 29 мая 2003 года, к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
Тем временем наш блогерский десант встретила координатор проекта - Ирина Стриженая и главный инженер-механик Троицкого моста - Шишов Евгений Геннадьевич. Нам предстояло спуститься в сердце моста, расположенное в одном из устоев. Сделать это можно было лишь через специальный люк, который находится под постоянным наблюдением и серьезно охраняется. Всё-таки мост - это стратегический инженерный объект.
08. Сергей
periskop отважно спускается в недра Троицкого моста.
09.
Спустившись на первый уровень, мы попадаем в узкую комнату - это, так называемая, Операторская, можно сказать - мозг Троицкого моста. Именно отсюда происходит управление запуском разводки и наводки моста, а также всем свето-сигнальным оборудованием, осуществляется контроль за десятками умных датчиков, видеокамерами слежения, поддерживается постоянная радиосвязь с, проходящими по Неве, судами и т.д.
10.
11.
12.
Обслуживает мост команда из восьми человек. В определенное время, за несколько минут до разводки, включаются предупреждающие фонари, Евгений по рации координирует работу остальной команды, которая оперативно перекрывает, с обеих сторон, мост специальными заграждениями и следит, чтобы никто за них не пробрался. По словам Евгения, проработавшего на мосту уже целых 20 лет, основные хлопоты возникают в дни различных городских праздников, когда подвыпившая молодежь старается во чтобы-то не стало, перелезть за ограждения.
13.
И лишь только после того, как все члены команды доложат о выполненной подготовительной работе, Евгений нажимает заветную кнопку, и крыло моста стремительно начинает подыматься. Почему стремительно? А всё потому, что на то, чтобы поднять в воздух конструкцию, весом 750 тонн, требуется всего 6 (!) минут. За это время крыло моста подымается на угол в 70 градусов (максимально допустимый угол - 72 градуса).
14. Шишов Евгений Геннадьевич.
15.
Такую скорость обеспечивают мощные гидравлические системы, заменившие механические. Чтобы увидеть их своими глазами, мы спускаемся еще глубже - на второй уровень помещения, где можно увидеть цилиндр гидравлического привода. Всего же их четыре.
16. Цилиндр гидравлического привода.
17. Слева направо: Евгений, Ирина, Ильдар, Илья, Маша, Алексей.
Сердце же моста находится в машинном зале, где находятся мощные компрессионные электродвигатели и масляные насосы, создающие усилие для гидравлических цилиндров. При подаче масла в верхнюю полость цилиндра обеспечивается нужная тяга и поршни подымают крыло вверх.
18.
19.
Чтобы обеспечить работоспособность моста при какой-либо внештатной ситуации, системы дублированы и в штатном режиме работают лишь пара двигателей, а вторая пара - резервная. Бывает, что возникает какая-то мелкая поломка. На этот случай здесь имеется полноценная мастерская, оборудованная всеми необходимыми инструментами.
20.
21.
22.
23. Мастерская.
Пока мы изучаем внутреннее помещение, Евгений продолжает рассказывать об основных технических характеристиках Троицкого моста. Длина его - 578 м., ширина 23,6 м., общая масса - 11242 тонны, а длина пролёта - 43 м.
24.
25. Щит управления резервным насосом.
26.
Но, как же удерживается такая многотонная махина? Оказывается, под разводным крылом моста имеется огромный бетонный противовес, масса которого намного больше самого крыла и составляет 1450 тонн.
27.
28. Противовес крыла моста.
При разводке моста, противовес опускается в специальную яму, называемую - "противовесный колодец". Чтобы поднятое крыло, в случае отказа системы, не рухнуло вниз, его дополнительно фиксируют огромные специальные запирающие штыри, спрятанные в технологических нишах.
29. Противовесный колодец
30. Он же с другого ракурса. Кружок на фото слева - запирающий штырь в нише.
Кстати, одна из основных причин, почему строго-настрого запрещено приближаться к разведенному мосту - это щель на стыке пролётов. Она довольна широкая и ведет прямиком в противовесный колодец. Упав туда, человек, просто-напросто, будет размазан противовесом моста. Вот такие вот ужастики…
31. Ильдар
2dar фотографирует ночную Неву.
А мы тем временем выходим на, так называемую, галерею с внутренней стороны моста, с которой удобно наблюдать за навигацией судов. В этот день было зарегистрировано 14 кораблей по 7 в каждую сторону. - "Раньше судов было до 30 и более", делится воспоминаниями Евгений.
32.
33. Хорошо видны лампочки световой иллюминации моста.
Отвечая на вопрос о различных происшествиях, Евгений рассказал, что в истории моста были и столкновения судов с опорами. Мост при этом не пострадал, а вот корабли получали серьезные повреждения. Также я узнал, почему в штормовую погоду мосты не разводятся. Оказывается, не смотря на всю надежность, сильный ветер может дать серьезную нагрузку, которую крылья просто не выдержат.
34. Необычный ракурс на разведенный Троицкий мост.
Вот такой получилась экскурсия в недра Троицкого моста. Теперь вы знаете, как устроены и как разводятся знаменитые Питерские мосты. А кому интересны технические особенности и отличия остальных мостов Петербурга, рекомендую следить за публикациями в сообществе
spbblog по хэштегу #блогерыразводятмосты.
35.
36.
И, конечно, выражаю огромную благодарность компании
СПб ГБУ "Мостотрест" и "
Сообществу Питерских блогеров" за приглашение, а также службе такси "
Таксовичкоф" за быструю и качественную доставку уставшей блогерской тушки до дома.
37.
П.С.
http://razvodmostov.spb.ru - График развода мостов Санкт-Петербурга на 2016 год.
-----------------
Вам понравился мой блог?
Подписывайтесь! Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в
Facebook,
ВКонтакте и
Инстаграм. Буду рад всем!