Дорогие друзья, наконец-то, я добрался до очередного отчета. Времени категорически не хватает ни на что. Только думаешь, ну вот завтра-послезавтра сдам фотографии с последней свадьбы и займусь написанием долгожданных отчетов, как приходит сообщение, или раздается звонок: "Здравствуйте! Я бы хотела заказать у вас фотосъемку…" Это, конечно, хорошо, что мои услуги фотографа пользуются спросом, но разорваться на несколько частей я тоже не могу. Воспользовавшись небольшой передышкой, представляю вашему вниманию первую часть рассказа о наших летних путешествиях 2010. Сегодня речь пойдет о городе и крепости Шлиссельбург в Ленинградской области.
После отдыха 5-го августа в любимом парке Сосновка, о котором я рассказывал в недавнем превью-отчете, на следующий день у меня с Наташей была запланирована поездка в крепость Шлиссельбург на Ореховом острове. Было решено встать пораньше, чтобы успеть увидеть как можно больше…
Проснулись мы только в 11 часов… Через некоторое время, после скоростных сборов, приготовления еды в дорогу и прочей нервотрепки, мы, наконец-то, вышли на улицу. Сразу хочу сказать, что наученные горьким опытом путешествий по крепостям с турфирмами в прошлом году, на этот раз мы твердо решили ехать самостоятельно, да и экономия средств была очевидна.
Автобусы на Шлиссельбург отправляются от станции метро "ул. Дыбенко", это конечная станция 4-й линии. Также до города можно добраться и от станции метро "Рыбацкое" на автобусе № 440. Хоть этот маршрут намного длиннее (около часа в пути), зато он идёт по старинному Шлиссельбургскому тракту вдоль красавицы Невы. Любители поездов могут добраться до крепости с Финляндского вокзала, проехав на электропоезде до станции "Петрокрепость", а затем переправившись на катере через Неву.
Выйдя на ул. Дыбенко, мы увидели огромное количество автобусов всевозможных маршрутов, однако, нужного нам 575-го среди них не было. Расспросив водителей, я узнал, что для того чтобы добраться до остановки нашего автобуса, надо пересечь две улицы и еще пройтись метров сто.
Интервал отправления автобусов 20 минут, но нам ждать не пришлось... на остановке стоял, уже готовившийся к отправлению, автобус. Заплатив за билет по 45 рублей, мы заскочили в салон и автобус тронулся. Через 40 минут скоростной езды по Мурманскому шоссе (автодорога "Кола") мы достигли небольшого провинциального городка Шлиссельбург, расположенного в 55 км. от Санкт-Петербурга.
История города начинается с постройки крепости, но о ней я расскажу чуть позже, во второй части моего отчета, а пока немного исторической справки о самом городе:
Шлиссельбург (в переводе с нем. "Ключ-город") вырос в первой половине XVIII в. из посада Шлиссельбургской крепости. На левом берегу Невы было село "Спас-на-Неве" (название по церкви). Население состояло из военных, а также из семей крестьян и купцов. Поселение понемногу расширялось, превращаясь в небольшой городок. Население Шлиссельбурга помогало солдатам в укреплении крепости. На купцов возлагалась обязанность по доставке строительных материалов и питания для строителей и солдат гарнизона.
В 1731 г. было почти завершено строительство Ладожского канала. С вводом в эксплуатацию каналов и шлюзов, Шлиссельбург занимает третье место среди городов России по объёму грузооборота. А к концу XVIII в. Шлиссельбург получил герб и статус уездного города Санкт-Петербургской губернии и стал крупным портовым городом на водном пути к Петербургу.
В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими войсками и подвергся сильному разрушению. В послевоенное время город имел название Петрокрепость и активно восстанавливался, а в 1992 г. городу возвращено историческое петровское название Шлиссельбург.
Забегая вперед, скажу, что городок мне понравился. Романтические старинные улочки и древние храмы излучают какое-то незримое спокойствие, везде чистота и порядок, люди вполне приветливые, готовые что-либо подсказать или объяснить. Много зелени и почти нет машин.
Купив в газетном киоске несколько симпатичных сувенирных открыток и отличную карту города (что приятно порадовало), мы направились к старинному Благовещенскому собору, расположенному совсем рядом с автостанцией.
Хотя правильнее будет сказать, что здесь расположился целый соборный комплекс, включающий в себя Никольскую церковь (1770 г.) светло-голубого цвета, Благовещенский собор (1764-1795 гг.) и часовню Казанской Божией матери (1864 г.).
Центральное место здесь, конечно, занимает старинный Благовещенский собор, который, к сожалению, как и многие древние храмы России, сейчас находится в запустении и на вялотекущей реставрации. Окна и двери заколочены деревянными досками, на колокольне отсутствуют колокола и остроконечная крыша, почти повсюду отваливается штукатурка, обнажая старинный кирпич. Хотя, с другой стороны, не все так плохо. Судя по, заново сделанной, крыше, покрытой блестящими листами жести, храм хоть и медленно, но понемногу реставрируют, а это уже радует.
Собор был построен на месте деревянной церкви в 1764 году на средства А.Белова и гг. Сибилевых, впоследствии погребенных внутри здания. В 1778 году к основному объему церкви пристраивается колокольня. Действующим собор оставался до 1930-х годов. В годы войны здание сильно пострадало: полностью была уничтожена кровля собора и шпиль колокольни.
Пока я занимался фотографированием собора, Наташа сходила в действующий Никольский храм и поставила там свечки. Церковь св. Николая, хоть и была ровесником собора, но не могла похвастаться своей архитектурной привлекательностью. Кстати, Никольский храм назывался "теплым", так как предназначался для проведения служб в зимнее время.
Рядом с собором расположилась небольшая часовенка с интересным архитектурным дизайном фасада. Вход в часовню выполнен в античном стиле с двумя колоннами.
Однако пора было идти к пристани, чтобы оттуда добраться до главной цели нашей поездки - Шлиссельбургской крепости на Ореховом острове.
От соборного комплекса дорога к пристани шла через Петровский мост, еще одну достопримечательность города. Мост был построен в 1826-1932 годах в период реконструкции шлюзового бассейна канала.
Главная отличительная черта, сохранившаяся до наших дней, это - монолитные колонны из розового гранита, изготовленные артелью Самсона Суханова.
С моста открывался замечательный вид на 4-х камерный шлюз, сооруженный в 1826-1828 гг. под руководством П.П.Базена., за которым раскинула свои воды величественная Нева.
С другой стороны моста взгляду открывалась нить Староладожского канала, соединяющая две судоходные реки: Волхов и Неву. Канал строился с 22 марта 1719 года по 1730 год. Петр лично составил план канала и определил его размеры: шириной - 10 сажень (21,4 метра), глубиной 2 сажени (4, 28 метров), длиной 104 сажени от города Новая Ладога до города Шлиссельбург.
Прямо за Петровским мостом раскинулась Красная (Сенная) площадь, а чуть дальше находится старинное здание городской администрации.
Подходить ближе мы не стали, повернув налево и мимо Гостиного двора (построен в середине 1890-х годов инж. В.Н. Бобровым), вышли к пристани "Петрокрепость".
Рядышком высится памятник Петру I, а чуть поотдаль находится Информационно-туристический центр, где можно заказать различные экскурсии, забронировать гостиницу, получить полезную информацию, купить сувенирную продукцию и т.д.
На пристани немноголюдно, работает небольшое кафе. Ожидая катера, мы любуемся Невой, по которой периодически проплывают круизные теплоходы, баржи, катера.
Через некоторое время к пристани подошел небольшой катер "Suzuki", доставив пассажиров с Орехового острова. Загружаемся, надеваем спасательные жилеты и уже через пару минут быстроходный катер буквально полетел по волнам, оставляя пенные фонтаны брызг за кормой и море восторга от такой скорости.
Стрелой вылетев из бухты Новоладожского канала, катер вышел в акваторию Невы и, наконец-то, мы увидели, быстро приближающийся, Ореховый остров с расположенной на нем старинной крепостью Шлиссельбург.
Однако внешний вид крепости отличался от привычного нам вида с многочисленных открыток и фотографий в сети Интернет. У центральной башни, являющейся визитной карточкой крепости, полностью отсутствовал деревянный шатер кровли. Дело в том, что в ночь перед нашей поездкой в крепости случился сильный пожар, погубивший шатер башни. Скорее всего, в башню ударила молния, так как ночью была гроза, однако не исключается и версия умышленного поджога. Подробности смотрите ниже в видеосюжете от НТВ, который я выложил на YouTube.com.
Click to view
В любом случае, мы попали в крепость в исторический момент. Крышу со временем, конечно, отремонтируют, а на фотографиях навсегда останется запечатлен очередной исторический момент из непростой биографии Шлиссельбургской крепости.
Разглядывая крепость и сгоревшую башню, мы не заметили, как катер прибыл к пристани "Орешек". Заплатив капитану нашего быстроходного судна по 50 рублей с носа, мы сошли на берег.
Прямо у пристани находится небольшая, невзрачного вида, будка-палатка, где можно купить билеты в крепость, сувениры, а также заказать экскурсию по крепости.
Предприимчивая дама предложила нам купить билеты с, включенной в их стоимость, экскурсией, однако мы этого не стали делать, чему были впоследствии рады, но об этом позже.
Выбор сувениров в палатке был почти никакой, поэтому мы купили только несколько, довольно среднего качества, магнитиков для тревел-коллекции, а также обычные входные билеты в крепость. Стоит заметить, что билеты покупать можно было не обязательно, но мы, как многие иногородние туристы, еще ничего об этом не знали.
На всякий случай, я спросил у билетерши про то, во сколько отправляется последний катер с острова и был неприятно осведомлен, что последний рейс катера приходится на 17:00, а на часах было уже около 16-ти. Притом она добавила, что если мы опаздаем на катер, то нам придется самостоятельно думать о том, как выбраться с острова.
Чтобы больше не терять драгоценного времени, которого итак оставалось крайне мало, мы двинулись к крепостным воротам.
Продолжение следует...
Читайте также в серии "Путешествие по крепостям и живописным местам Карельского перешейка - 2010:
Часть 10. "Петергоф. Наглые голуби и зажравшиеся белки"
Часть 09. "Обзорная прогулка по Приозерску"
Часть 08. "Крепости Северо-запада: Корела"
Часть 07. "Саблино. Экспедиция по реке Тосна"
Часть 06. "Саблино. В Пещере горного короля"
Часть 05. "Ладожское озеро и о. Коневец (ч.2.)"
Часть 04. "Ладожское озеро и о. Коневец (ч.1.)"
Часть 03. "Крепости Северо-запада: Шлиссельбург (ч.2.)"
Часть 02. "Крепости Северо-запада: Шлиссельбург (ч.1.)"
Часть 01.
"Путешествие по Ленинградской области - 2010. Превью."