Все, кто бывал в Европе, наверняка не раз, замечали ужасные, и часто уродливые, каменные скульптуры животных, демонов, чудовищ и всякой прочей потусторонней нечисти, восседающие на фасадах старинных католических соборов… Подобные "украшения" могут присутствовать, как в виде отдельных статуй разного размера, так и в виде горельефов, и прочих архитектурных элементов. Подобные статуи, называющиеся "Гаргульями" (от стар. фр. Gargouille - "глотка"), несут в себе, как хозяйственное предназначение, так и духовное.
Прежде всего, гаргулья - это каменное или металлическое окончание водосточного жёлоба кровли собора, скульптурно оформленное в виде гротескного персонажа, несущего также определенную смысловую нагрузку. Гаргульи позволяли эффективно отводить воду с крыши собора, не портя при этом стены. Подобные скульптуры получили наибольшую популярность в период европейского средневековья. В последующие века их водосточная функция постепенно сошла на нет, и гаргульи стали больше декоративным архитектурным элементом зданий.
Существует старинная французская легенда возникновения гаргулий. Согласно ей, примерно, в 600 году, в реке Сена обитал большой дракон, которого называли La Gargouille. Местному населению дракон приносил лишь беды: похищал людей (преимущественно юных француженок) и скот, топил торговые корабли, устраивал наводнения, изводил рыбу и т.д. Продолжалось это до тех пор, пока архиепископ Руана святой Роман (фр. Saint Romain de Rouen) не выманил дракона из реки на берег и не уничтожил его при помощи святого креста. Обрадованные жители поспешили сжечь чудище, однако голова и шея дракона не предались огню. Тогда, в честь св. Романа и совершенного им подвига, была построена церковь, на крышу которой поместили голову несчастного убиенного дракона (сразу вспомнилась печальная история Вавельского дракона из польского Кракова)…
02. La gargouille de Rouen, et le privilege de Saint Romain.
О главной функции гаргулий я уже сказал, теперь давайте посмотрим, в чем же заключалась их второе предназначение? А вот тут все было очень сложно и запутанно. Современные ученые до сих пор находятся в споре с многочисленными мистификаторами, приписывающими гаргульям всевозможные демонические свойства…
Если взять множество европейских готических соборов, нигде нельзя найти две похожие гаргульи. Все они разнятся, однако между ними прослеживается нечто общее. Дело в том, что гаргульи обычно выполнялись в одном из трех типов: зооморфные (собаки, волки, козы, свиньи, птицы, обезьяны, львы и т.д.); тератоморфные (химеры, драконы, демоны и т.п.); и антропоморфные (русалки, карлики, монахи, стражники и обычные люди).
03. Гаргульи на фасаде Кёльнского собора.
По одной из версий, считалось, что гаргульи в своем страшном образе исполняли роль охранников церкви от потусторонних сил. Навечно заточенные в стенах храма, они как-бы становились "своими" (прирученными) и тем самым отпугивали нечисть от дома Божьего.
04. Гаргульи на фасаде Кёльнского собора.
Пожалуй, самые известные "охранники" находятся на галерее химер (фр. Galerie des chimeres) парижского собора Нотр-Дам-де-Пари. Любой желающий может подняться на эту галерею и сфотографировать себя на фоне знаменитой химеры - "Неясыть" (фр. Le Stryge) или других. Кроме того, с галереи открывается потрясающий вид на Париж. В Соборе Парижской Богоматери я уже бывал, но вот что-то про галерею совсем забыл и не увидел этих чудовищ вблизи. Но, думаю, в будущем мне еще удастся это сделать…
По второй из версий, гаргульи не являлись охранниками, а наоборот указывали на то, что вся нечисть, через стены, бежит прочь из храма, не вынося его божественной чистоты и святости.
Еще одна версия, обычно связанная с химерами заключается в том, что они являются как-бы напоминанием живым людям, какие твари будут терзать их падшие души в Аду за прижизненные грехи.
05. Гаргульи часто соседствовали со своей противоположностью - всякими ангелочками на фасадах, крестами и т.п.
И, наконец, по четверной версии, объясняющей, например, антропоморфные характеры статуй, сами образы гаргулий являются окаменевшим воплощением человеческих грехов.
06. Даже ангелы иногда выглядят несколько пугающе... (Собор Люксембургской Богоматери)
Например, гаргульи в образе собаки отождествляет Жадность. Связано это с тем, что собаки нередко крадут еду у своих хозяев. В то же время, собака всегда считалась охранником дома человека, а заодно и собора…
07. Гаргулья в виде собаки на фасаде пражского Собора св. Вита.
Лев - один из самых популярных образов в Европе, считался символом Гордости. И если статуи львов, дверные ручки в виде головы льва, горельефы на стенах, изображения на королевских гербах, флагах и т.п. указывали на власть и могущество хозяина замка или особняка, то на стенах собора лев являлся воплощением одного из смертных грехов.
08. Вот такой забавный барельеф льва имеется на стене Собора Люксембургской Богоматери (люксемб. Kathedral Notre-Dame) XVII века. В данном случае, скорее всего, лев несет в себе именно королевский смысл, ибо в соборе находится крипта-усыпальница Великих герцогов Люксембургских, а вход в нее охраняют два бронзовых льва.
Гаргульи в виде обезьяны отождествляли грех - Лень, в виде козлов или баранов - Похоть, в виде змеи - Зависть и т.д. Очень часто гаргульи объединяли в себе все грехи сразу… Это, собственно говоря, и есть химеры - существа с телом козы или обезьяны, козлиными рогами, крыльями летучих мышей, хвостом дракона или змеи, головой собаки или льва, когтями орла и т.п.
09. Какой-то гоблин-строитель на фасаде Кафедрального собора св. Вита (г. Прага).
Одни из самых страшных гаргулий находятся на фасаде Кафедрального собора св. Вита (чеш. Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) в Праге. Здесь большинство из них антропоморфны и символизируют окаменевшие и проклятые души грешников, напоминающие прихожанам о необходимости соблюдать Божьи заповеди. На этих гаргульях очень мастерски выполнены концы водосточных желобов, издали напоминающие длинные зловещие языки.
10. Антропоморфная гаргулья верхом на овце, на фасаде Кафедрального собора св. Вита (г. Прага).
Сегодня гаргульи уже давно не выполняют своих функций, превратившись в красивые и страшные элементы декора зданий, приковывающие взгляды многочисленных туристов… Тем не менее, не стоит забывать об их изначальном смысле…
11. Горельеф на фасаде Цвингера в Дрездене.
12.
13. Инфернальный образ из немецкого Дрездена.
14. Горельеф "Паяцы" на Театральной площади Капуцинов в Люксембурге - своеобразная дань уважения старейшему драматическому театру города (люксемб. Kapuzinertheater). К горгульям он никак не относится, однако выглядит он совсем не комедийно и даже зловеще. Такая голова могла бы с успехом исполнить роль какой-нибудь гаргульи на фасаде собора.