Путешествие по Ленинградской области - ноябрь 2008. Скандинавская сказка парка Монрепо (Mon Repos).

Aug 14, 2010 13:23



"Едва ли есть другой сад оригинальнее и живописнее Mon Repos.
К нему почти не идет даже название сада или парка в общепринятом
значении этих слов. Это в миниатюре вся Финляндия, со всей ее дикой
природой и самобытной народной поэзией"

(Журнал «Нива», 1874 г.)
Магия северной природы и городов всегда притягивала меня магнитом и, на этот раз, мой выбор пал на старинный город на берегу Финского залива - Выборг. Но об этом красивом городе я расскажу вам в одном из следующих отчетов, а пока хочется остановиться на шикарном скально-пейзажном парке Монрепо, расположенном на побережье бухты Защитная Выборгского залива в северо-западной части острова Твердыш.



Посещение Выборга, а также государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» выпало на ноябрь месяц. Парк, думаю, красив и летом и зимой, но самое идеальное время для его посещения это осень. Именно осень позволяет прочувствовать всю красоту карельской северной природы, вдохнуть влажный прохладный воздух и прикоснуться к мягкому мху на величественных камнях, покрытому хрустальными капельками росы.



Парк Монрепо (фр. Mon Repos - «мой покой», «моё отдохновение») находится на городской границе Выборга, у западного берега залива Суоменведен похья, там, где в древние времена приезжие торговцы обменялись своими товарами, и практически неприметен, если не знать о его существовании или не иметь под рукой городской карты. Однако стоит попасть туда и, подобно событиям в любимом фильме "Мост в Терабитию", вы перенесетесь в скандинавскую сказку с троллями, гоблинами и великанами.





Парк разделен на две части - историческую и природную. Историческая часть парка представляет собой усадебно-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX в.в. В него входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и Библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля - уникальный памятник садово-паркового искусства.



Он, в свою очередь, органично переходит в лесопарковый массив - зону ценного природного ландшафта, который находится в особом физико-географическом регионе - Фенноскандии. Эта территория состоит из двух больших участков, примыкающих с юга и севера к историческому ядру парка. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов раппакиви (карел. - «гнилой камень»), на отдельных участках достигающих высоты 20 м. Кстати, подобные валуны встречались нам также вдоль выборгской трассы по обеим ее сторонам.



Давайте кратко пробежимся по основным вехам истории этого удивительного заповедника. Еще в шведские времена, в ХVI в. на острове Твердыш, который назывался раньше Замковым островом (швед. Slottsholmen, фин. Linnansaari) был устроен скотный двор - Лилл-Ладугард (швед. Lill Ladugård, Малый Скотный двор), расположившийся на юго-восточном берегу острова, - напротив Выборгского замка.



Местность эта по преданиям называлась «Старый Выборг» (швед. Gamla Wiborg, фин. Wanha Wiipuri). Из легенды следует, что именно здесь находилось карельское поселение… небольшой хутор - предшественник города.

В ХVII - начале ХVIII в.в. эти земли сдавались в аренду выборгским бюргерам и чинам шведской администрации. Конец этому положил Петр I, взяв в 1710 году Выборг приступом. Правда, что делать дальше с этими землями, не указал, и пребывали они в запустении, пока на них не положил глаз комендант Выборгской крепости Петр Алексеевич Ступишин (1718-1782). В 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, которому было дано название Шарлоттендол, в честь своей жены.



По указанию Ступишина была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный дом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья.

После смерти Ступишина имением недолго владел (1784-1787 гг.) назначенный выборгским губернатором принц Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский, брат Великой Княгини Марии Фёдоровны, жены будущего императора Павла I. Принц Вюртембергский и дал усадьбе французское имя Монрепо (франц. Mon Repos, Место моего отдыха).



Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, дающими частую смену впечатлений, с подъёмами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал. В конце 1786 г., после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию.

В 1788 г. Монрепо приобретает в пользование секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича, будущий президент (с 1798-го по 1803 гг.) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. Пейзажный парк расширяется до современных размеров, в течение двух десятилетий в нём ведутся работы по разбивке аллей, созданию берегоукреплений и набережных, возводятся павильоны, устраиваются гроты, устанавливаются скульптуры. К началу XIX в. парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее занять своё место в ряду наиболее известных частных парков Европы.



В 1801 г. император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи (1777-1866), российскому дипломату.

Так, переходя по наследству, парк развивался все больше и больше, но Октябрьская революция внесла свои коррективы, и парк медленно стал приходить в упадок.

К началу 1960-х гг. все деревянные парковые павильоны, скульптуры, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. Только в 1960 г. комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. А в 1988 г., решением Совета министров РСФСР, был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».



Пройдя через восстановленные главные ворота усадьбы Монрепо, мы попали в парк. Кстати, оригинальные ворота были построены в 1830-х годах, предположительно по проекту Карла Людвига Энгеля. Деревянные ворота в неоготическом стиле с пилонами, завершенными в виде стрельчатых башенок, были украшены резным декором и металлическими накладками. Над порталом было помещено изображение фамильного герба баронов Николаи. Реконструированные в 1980-х годах главные ворота в целом повторяют оригинальный проект, но имеют отличия в декоративной отделке.

Подобно Царскому селу и Павловскому парку, здесь есть много архитектурных творений… различные беседки, скульптуры, колонны, портики. Каждое творение имеет свою историю, но в данном отчете я не буду останавливаться на них, возможно, оставив для другого раза.



Как всегда, отделившись от нашей тур-группы, я с Наташей рассматривал огромные ледниковые валуны, обильно поросшие изумрудным ковром мягкого мха. Казалось бы, чего интересного в камнях? Но… они притягивали своей собственной природной магией…уходить не хотелось, а руки произвольно гладили влажный мох. В прохладном воздухе чувствовалась растворенная энергия, заряжающая радостью и спокойствием, проникающая в каждую клеточку собственного тела.





С неимоверным трудом оторвавшись от созерцания величественных валунов и скал, мы двинулись по тропинке, вслед за ушедшей группой и вскоре вышли на берег бухты Защитной Выборгского залива.



C берега открывался непередаваемо сказочный вид на водное пространство и остров Мертвых (Людвигштайн) с таинственной капеллой Людвигсбург на его вершине.



А на небольшом мысе справа расположился восстановленный белоснежный Храм Нептуна. Изначально, во внутреннем пространстве Храма была установлена скульптурная группа, изображающая богиню Пиетас с младенцем на руках - символ благочестия и родительской любви. Вероятно, в связи с этим павильон получил название Храма Благочестия. На террасе рядом с Храмом Людвиг Николаи решил поместить мраморную скульптуру, изображающую Нептуна. Она была установлена на постаменте, украшенном фигурами дельфинов. И Нептун, и постамент с дельфинами, были приобретены Николаи в числе большой группы античных скульптур, которую он закупил у архитектора Винченцо Бренны. Позже скульптурное изображение Нептуна или Юпитера было перенесено в пространство Храма вместе с постаментом, и павильон стали называть Храмом Нептуна.



Остров Людвигштайн расположен в северной части усадьбы, недалеко от берега. Его основная поверхность занята гранитной скалой, поросшей деревьями хвойных и лиственных пород. В настоящее время в комплекс острова входят: капелла Людвигсбург, грот Медузы, некрополь, ворота, пристань и несколько каменных лестниц.



Остров был включён в территорию парка не позднее 1780-х гг., по-видимому, при герцоге Ф.В.К. Вюртембергском. В 1796 г. у владельца усадьбы возникла идея поставить здесь урну в память об умершем друге Ф.Г. Лафермьере (1737-1796). Урна была установлена в парке в 1798 г. и впоследствии перенесена на остров. В том же году появились деревянный мостик, вскоре заменённый дамбой, каменная лестница от подножия к вершине скалы и грот Медузы.



Тогда же впервые возник замысел готического замка. С ним, очевидно, связана изложенная в поэме Л.Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии» легенда о заточении в башне на острове шведского короля Эрика и новое название острова «Эрихштайн».



Существующая ныне на острове капелла была построена в период между 1822 и 1830 гг. по проекту английского архитектора-неоклассициста Ч.Х.Тэтама. Именно с этого времени остров превратился в семейный некрополь и получил название Людвигштайн («камень Людвига»). Сюда были перенесены с кладбища в Сорвали (ныне пос. Гвардейский) останки Людвига Генриха и Иоганны Николаи, скончавшихся в 1820 г., а также урна Ф.Г. Лафермьера.

В капелле располагались три кирпичных склепа, перекрытых коробовыми сводами. Два из них были увенчаны надгробным памятниками из чёрного полированного мрамора. В склепах были погребены члены семьи Николаи в четырех поколениях. В послевоенный период истории парка некрополь подвергался актам вандализма, в результате чего фамильное кладбище было разрушено. В последние годы на острове Людвигштайн проводились ремонтные работы. Восстановлена надгробная плита над могилой П.Э.Г. Николаи. Капелла была отштукатурена и стала более цивильной, воздушной и слегка "игрушечной" на вид, потеряв свою архитектурную мрачность.



Насладившись пейзажными видами от Храма Нептуна, мы двинулись по берегу, вдоль острова Людвигштайн. С его южной стороны, на противоположном нам берегу, мы увидели старинные ворота и лесенку, уходящую вверх к капелле и старому фамильному кладбищу... Добраться туда можно только вплавь или на какой-нибудь лодке, а также зимой по льду. Кстати, с 1820-х гг. остров с берегом был связан паромной переправой. Таким образом, семейный некрополь был недоступен для посторонних посетителей, осматривавших парк.





Уходить из парка совсем не хотелось, было интересно увидеть все архитектурные элементы и композиции в различных частях парка, но, увы… Как всегда, в составе организованной туристической группы времени ни на что не хватает… Время поджимало и надо было спешить к автобусу.



Напоследок мы осмотрели пруд Боб и чудодейственный (по слухам) родниковый источник "Нарцисс" ("Сильмии"), представляющий собой пример садово-паркового сооружения, характерного для усадебных ансамблей периода романтизма. Источник издавна почитался у местных жителей как имеющий целебную силу. Очевидно, первым его названием у местного населения было «Сильмя» (фин. «silmä» - глаз), что могло быть связано с поверьем об исцелении глазных болезней водой, текущей на восток. Источник «Нарцисс» является восходящим, постоянно действующим. Вода в нём относится к группе холодных пресных мягких вод, слабо минерализованных (хлоридно-сульфатная натриево-кальциевая); по уровню содержания радона - вода радоновая лечебная. Обогащение радоном связано с тем, что до выхода на поверхность вода проходит через трещины гранитных пород.



Окинув взглядом, еще раз, величественные скалы, валуны и деревья, мы двинулись в обратный путь к автобусу. Скандинавская природная сказка закончилась, а может быть, наоборот, дала первый толчок к открытию для себя таких мест, где время замедляет свой бег, вода течет неторопливо, изумрудный мох дарит живительную прохладу, а воздух наполнен ароматом хвойных деревьев и северных трав.



Читайте также в серии "Путешествие по Ленинградской области - 2008":

Часть 02. "Выборг. По старинному городу"
Часть 01. "Скандинавская сказка парка Монрепо (Mon Repos)"

Карелия, mon repos, РФ, Монрепо, Ленинградская область, Выборг, Ландшафтные парки, северная природа

Previous post Next post
Up