По следам Освенцима... Кёльн. Памятник Эдит Штайн.

Jan 23, 2015 15:29


Все ближе дата 27 января 2015 года - день празднования 70-й годовщины освобождения концлагеря Освенцим, и сегодня мне хочется рассказать печальную историю одной удивительной женщины, памятник которой установлен в немецком городе Кёльн. Так получилось, что отель, в котором я остановился, находился всего в 500 метрах от этого памятника и, каждый день, проходя мимо этого мемориала, я всегда замедлял шаг, чтобы задержать на нем взгляд... Удивителен еще тот факт, что именно с этого памятника началось мое, более глубокое, знакомство с Освенцимом. Произошло это 2 января 2014 года, а ровно через год - 2 января 2015 года я, в компании с Алексеем (ren_ar) и Ирой (perisher_13), уже непосредственно посетил комплекс концлагерей Аушвиц-Биркенау в польском Освенциме.



Памятник расположен в относительной близости от центрального железнодорожного вокзала Кёльна, на крохотной площади Börsenplatz. Прямо за ним находится огромное здание Кёльнской католической семинарии Klerikalseminar и кирха Seminarkirche.

02. До Кёльнского собора и вокзала совсем недалеко.



Скульптурная композиция посвящена Эдит Штайн (нем. Edit Stein) - известному немецкому философу, доктору теологии, монахине Ордена кармелитов и, позже, католической святой. Из-за своего еврейского происхождения, Эдит в муках погибла в газовой камере концлагеря Освенцим 9 августа 1942 года.

Жизненный путь Эдит Штайн выдался очень сложным и многогранным. Она родилась 12 октября 1891 года в красивом немецком городе Бреслау (нем. Breslau), нынешнем польском Вроцлаве (польск. Wrocław) в многодетной еврейской семье. Эдит была самым младшим, одиннадцатым ребенком. Когда ей исполнилось два года, умирает отец и воспитание семьи целиком ложится на плечи матери, которая была глубоко верующей женщиной.

03. Эдит Штайн.



В студенческом возрасте Эдит с головой ушла в учебу, изучая в университетах философию, психологию, немецкий язык и историю, оставаясь при этом, по сути, агностиком... матери так и не удалось привить ей религиозные взгляды на мир. В 1916 году Эдит защищает кандидатскую диссертацию по теме "О проблеме проникновения в сущность" (нем. "Zum Problem der Einfühlung") и продолжает исследовательскую работу вместе со своим научным руководителем, основателем феноменологии, философом - Эдмундом Гуссерлем (нем. Edmund Husser), также имевшим еврейские корни.

А уже вскоре, неожиданно для самой себя, изучая книги святой Терезы Авильской, Эдит заинтересовалось вопросом религии, в частности католичеством, погружаясь в нее все глубже и глубже. Как результат, в 1922 году, она принимает католичество и начинает преподавать в школе при Доминиканском монастыре, а через девять лет, в 1932 году, уже в Высшем германском научно-педагогическом институте в Мюнстере.

Однако, в 1933 году ей пришлось уйти из института, так как, по указу Гитлера, начались репрессии и евреям было запрещено заниматься какой-либо общественной деятельностью. Тогда Эдит принимает решение уйти в монастырь, где она и становится монахиней ордена кармелитов в Кёльне и получает новое имя - Тереза Бенедикта Креста. Данный выбор также приводит к большому конфликту с матерью, не приветствующей такого решения.

04. Картина художника изображает Эдит Штайн в концлагере Аушвиц-Биркенау.



В монастыре Эдит занимается переводами различных трактатов, а также работой над собственными изысканиями, пытаясь совместить монашество и науку. В 1938 году репрессии в Германии усиливаются и сестру Терезу, вместе с родной сестрой Розой, переводят в Нидерланды, в монастырь небольшого городка Эхт (нидерл. Echt), где она заканчивает работу над книгой "Наука Креста" ("Scientia Crucis") о святом Иоанне Креста, сподвижнике Терезы Авильской.

В монастыре сестры жили спокойно до начала Второй мировой войны и оккупации Нидерландов германскими войсками. Так как в их паспортах не было отметки "J" (Jude), они чувствовали себя, относительно, спокойно, но, 20 июля 1942 года, в церквях было зачитано обращение конференции епископов Голландии, осуждающее расизм нацистов. Ответом на это, через шесть дней, стал приказ рейхскомиссара Артура Зейсс-Инкварта (нем. Arthur Seyß-Inquart) об аресте всех крещёных евреев, которых до этого не трогали.

А 2 августа 1942 года в монастырь зашли два гестаповца и приказали собирать вещи. Сестры были арестованы и отправлены в концлагерь Аушвиц (Освенцим). По словам Элизабет Эндерс (нем. Elisabet Enders), автора монографии об Эдит Штайн, последними словами Розы к своей сестре, было: "Пойдем. Мы должны быть со своим народом."

9 августа 1942 года Эдит Штайн приняла мученическую смерть в газовой камере крематория Освенцима, а через 56 лет, 11 октября 1998 года, она была канонизирована папой Иоанном Павлом II. День памяти святой был установлен Римско-католической церковью 8 августа.

05.



А теперь давайте еще раз посмотрим на кёльнский мемориал скульптора Берта Герресхайма (нем. Bert Gerresheim). Скульптура состоит из трех человек. Это своеобразное обозначение трех основных жизненных этапов (шагов) Эдит Штайн. Фигура со звездой Давида символизирует юность Эдит и ее еврейские корни. Эдит как-бы размышляет, стоит ли ей быть со своим Богом?.. Голова следующей фигуры рассечена на двое - символ раздвоения души и мыслей. Остаться агностиком, быть верной науке или выбрать религию? А если религию, то какую: иудаизм или католичество? И, наконец, третья фигура с распятием Иисуса в руках - это уже период монашества.

06.



Кроме трех фигур, памятник содержит еще множество других деталей... Рядом с фигурой монахини начинается дорожка следов, ведущая к большому количеству всевозможной обуви - сохранившейся до наших дней, печальной памяти об узниках Освенцима. От обуви начинается цепочка следов босых ног, вперемешку с отпечатками солдатских сапог и численными номерами, которыми фашисты татуировали узников концлагеря. Следы, уходящие в пустоту, символизируют путь к Богу.

07.



Одно имя, одна история, одна жизнь... а сколько миллионов таких же невинных душ было также зверски уничтожено в крематориях концлагерей?.. Мы не должны забывать и обязаны об этом помнить!..

2014, Arthur Seyß-Inquart, birkenau, Европа, konzentrationslager, edmund husser, Börsenplatz, auschwitz, холокост, klerikalseminar, bert gerresheim, Oświęcim, poland, евреи, Освенцим, edit stein, elisabet enders, Германия, Wrocław, #оружиепобеды, Биркенау, breslau, Наука Креста, scientia crucis, геноцид, Эдмунд Гуссерлер, cologne, deutschland, Zum Problem der Einfühlung, seminarkirche, Берт Герресхайм, Кёльн, Тереза Авильская, Аушвиц, Эдит Штайн

Previous post Next post
Up