Антон Баков и лебединая песня СПС. Помогут ли ё-партии технологии Антона Бакова?

Feb 15, 2012 00:40

После того, как миллиардер и создатель ё-мобиля Михаил Прохоров любезно согласился возглавить партию «Правое дело», оживились разговоры о шансах партии на электоральное чудо. Последний раз правые пытались восстать из электорального небытия весной 2007 года с помощью технологий Антона Бакова, и это у них почти получилось. Удастся ли партии Прохорова (ввиду ожидаемой смены названия партии, будем пока называть её ё-партией) применить испытанные электоральные рецепты Бакова?

После электоральной катастрофы 2003 года руководство Союза правых сил (контрольный пакет в котором принадлежал А. Чубайсу) стало спешно искать новую электоральную стратегию. Методом проб и ошибок выкристаллизовались 2 варианта. Первая стратегия предполагала опору на ядерный электорат СПС - интеллигенцию крупных городов со стойкими либеральными предпочтениями. Однако эта экологическая ниша в середине нулевых продолжала сокращаться и две партии на узенькой площадке не вмещались. Необходимо было урегулировать отношения с «Яблоком» при том, что яблочное руководство вело переговоры с позиции силы. Союз с Яблоком мог быть реализован лишь при фактическом доминировании последнего (блок «Яблоко - Объединённые демократы» смог преодолеть 10-процентный барьер (11,11 %) и получил 3 места из тридцати пяти на выборах в Московскую городскую думу 2005 года). Вторую стратегию разработал и опробовал на региональных выборах 2004 года ведущий политтехнолог СПС Антон Баков. Она предполагала обращение к новой целевой аудитории - пенсионерам

К примеру, во время избирательной кампании в Тульской области в телевизионном эфире крутились смешные мультипликационные ролики в поддержку СПС: «Бабушка - ты права», «Дедушка - ты прав». Оказалось, что далеко не все пенсионеры ностальгируют по советской эпохе, и многие готовы поддержать молодых и энергичных правых, если те пообещают повысить пенсии. Стратегия Бакова принесла успешные результаты в регионах, где раньше за СПС почти никто не голосовал. В Тульской области СПС получил 6% голосов, в Брянской - 8%, а в Курганской целых 10%.

В 2005 году новый лидер СПС - ставленник Чубайса Никита Белых после недолгого периода колебаний делает окончательный выбор в пользу стратегии Бакова. На региональные выборы 2006 - 2007 годов партия идёт с новым слоганом «Достройка капитализма», подразумевающий дополнение рыночной экономики и политических свобод системой социальных гарантий при резком повышении пенсий.

Сам Белых высказывался по этому поводу вполне откровенно: Идеи свободы, защиты собственности и законности, с которыми мы шли на выборы в 2003 году, многие избиратели не воспринимали как свои идеи… наш традиционный - ядерный избиратель, к сожалению, очень немногочисленный. И 2003 год это показал. Тогда традиционный избиратель был очень нами доволен. Только этого удовольствия не хватило для преодоления даже пятипроцентного барьера, который тогда существовал. И его точно не хватит для преодоления нынешнего - семипроцентного. Именно поэтому мы обязаны работать над расширением нашей электоральной базы.

Новый месседж партии был создан. Но традиционные каналы его доставки избирателям (печатные и электронные СМИ, а также наружная реклама) были в значительной степени заблокированы административным ресурсом, который к этому времени уже консолидировано работал на ЕР.

Здесь как раз и пригодились фирменные баковские сетевые технологии политического менеджмента, с которыми он ещё в 90-х годах ворвался на региональную политическую сцену Свердловской губернии.

Речь шла о своеобразном политическом «Гербалайфе». В области, насчитывавшей миллион избирателей, создавалась «антикоммунистическая сеть «Комитетов защиты капитализма». В сеть набирались 5000 агитаторов, в обязанность каждого из которых входило привести на участки ещё 6 избирателей, готовых отдать голос за СПС. В сумме это давало партии 35 тысяч голосов, что при ожидаемой явке в 50% уже позволяло рассчитывать на преодоление 7% заградительного барьера. Стоимость привлечения одного голоса при этом оценивалась в 500 рублей.

На региональных выборах осени 2006 - весны 2007 года «достроенный» СПС спел свою лебединую песню. В родном для Никиты Белых Пермском крае в декабре 2006 года СПС получил 16% голосов, а весной 2007 в 9 регионах, где были выдвинуты партийные списки СПС в среднем получил более 7% голосов. Правда, от партии отвернулся её традиционный ядерный электорат, что привело к провалу в Петербурге, но на фоне многочисленных победных реляций, этот досадный эпизод большого внимания не привлёк

Однако в это время российская политическая система начала переход в новое состояние, где условной лояльности власти, демонстрируемой руководством партии, уже было недостаточно для получения ярлыка на политическое представительство. В 2007 году партия была идейно и организационно разгромлена, и сошла с политической арены.

Но это уже другая история. Нас в данном случае интересуют причины краткосрочного успеха СПС весной 2007 года и возможности его повторения прохоровской ё-партией.

Рецепт Бакова, как мы видим, включал 2 ингредиента:

1) свободное идеологическое маневрирование, включающее формулировку популистского месседжа, способного привлечь максимум избирателей в данный момент времени без оглядки на прошлое (весной 2007 года это было требование повысить пенсии в несколько раз, обращённое к той части пенсионеров, которая жаждала социальных гарантий, но не ностальгировала по советской власти);

2) опора на дорогостоящие, но неподвластные административному давлению, технологии многоуровневого сетевого маркетинга.

Маневрирование уже началось, судя по всему готовится полномасштабный ребрендинг партии. Другое дело, что поиск хорошего месседжа - дело непростое, и совсем не факт, что у ё-партии это получится. Для работы с пожилыми избирателями Прохоров чересчур экстравагантен. Никита Белых мог в силу юного политического возраста и малой известности позволить себе говорить о чём угодно. А Прохорову придётся отбиваться от вопросов про куршевельских девочек и объяснять, как ему удалось присвоить достояние советского народа. Тем не менее, задача выбора месседжа, в целом, решаема.

С многоуровневым сетевым маркетингом дела обстоят хуже. Чтобы пройти 7% барьер, нужно, при явке около 70% избирателей, набрать более 5 миллионов голосов. Если исходить из оценки в 20 долларов за голос, то выходит около 100 миллионов долларов только за полевую кампанию. Учитывая неизбежные прочие расходы, сумму необходимо удвоить. И, конечно же, никакой гарантии успеха Прохорову никто не даст. Решится ли он выложить из кармана такую сумму, - большой вопрос. Кроме того, сетевой маркетинг требует времени. На формирование полномасштабной сети требуются месяцы. Иначе говоря, работу нужно было начинать вчера. В сентябре будет уже поздно.

Таким образом, успешное применение ё-партией баковских технологий в изменившихся условиях представляется маловероятным.
http://political-technology.ru/index.php/2011-04-30-03-22-09/65-2011-06-08-11-20-44

Прохоров, Баков, Навальный, Друг Навального

Previous post Next post
Up