Часть первая.
Тоска по пониманию
Вся успешная франшиза Stargate стала эпитафией прошлому человечеству, стремившемуся в космос, боровшемуся не с верой, а с невежеством. Героиня Аманды Тэппинг однажды там даже произносит это сама вслух, получив тяжёлое ранение от очередных мегаломанов галактики, мол, я десять лет боролась за торжество науки над слепым поклонением ложным богам.
Кровожадных богов за три инкарнации сюжета (Stargate SG-1, Stargate Atlantis, Stargate Universe) было немало, все они были немилосердные, все своим одним существованием доказывали, что верить надо в собственные силы. Оказывалось, что есть и другие, по разным причинам выдающие себя за сверхъестественных существ, например, в ожидании дозревания примитивных культур до понимания. Но всё равно не боги. Всего надо добиваться самим, не помогут. Поработить могут, питаться тобой могут, даже собрать "опять как было" могут, а помогать вряд ли начнут, пока не дорастёшь.
Сериал снимался под знаменем Артура Кларка, говорившего, что всякая достаточно развитая технология неотличима от магии. Брэд Райт, Джонатан Гласснер и Роберт Купер много заимствовали для шоу, черпали из той самой золотой бездны американской фантастики. Чего стоит один Дэвид Хьюлетт, практически в одиночку исполнивший легендарный рассказ "Цветы для Элджернона" Дэниела Киза в антураже быта земных колонистов в другой галактике. Снимался сериал и под знаменем Айзека Азимова: "Научно-фантастические истории могут казаться банальными слепым критикам или философам, но фантастика играет ключевую роль в спасении человечества, если нас вообще ещё можно спасти".
Выяснилось, что спасти человечество нельзя.
Пройдя все три неизбежные стадии (первооткрыватели, колонизаторы, отверженные), франшиза подошла к концу своего зрителя. Он просто выветрился. Да кого можно привлечь таким шоу, когда всё хорошо, раки ещё не зимуют, а драконов можно нарисовать, ведьм возродить и погоняться за ними? И куда-то подевалось прекрасное чувство юмора, местами чёрного, бездна самоиронии - в фантастическом сериале, который питался постоянно уже известными сюжетами или, как сейчас выражаются, мемами. Ричард Дин Андерсон порой самостоятельно вытаскивал целую серию только своими полковничьими остротами. Джо Флэниган обзывал Джейсона Момоа, ещё не ставшего халом Дрого, Чубаккой: "Чуи, эти кнопки - твои друзья!"
Сериал выдал целую плеяду отличных актёров, сделавших успешные карьеры и до сих пор снимающихся в популярных шоу.
Вот только таких шоу, как Stargate, больше нет.
Как ни печально это признавать, но одна из лучших ролей сумасшедшего учёного в исполнении Роберта Карлайла в последней инкарнации Stargate Universe подписала неутешительный приговор. Он там настолько удачный правдоруб, циник и визионер, что никакими попытками поколебать его веру в науку нельзя. Подозреваю, что там запал Trainspotting так и не выгорел. Choose life, choose your career, choose your fucking big television... и далее по списку.
Чтобы такого никто не мог даже заподозрить, он играет крайне сложного в быту человека, нетерпимого, готового на всё для достижения цели. Он открыл, наконец, настоящую причину миссии Destiny, отправленной миллионы лет назад древними предками искать источник обнаруженного ими сигнала в реликтовом излучении Вселенной.
Вот это как раз и повывелось из нашего окружения. Безумные дяденьки и тётеньки, готовые лезть под уже разогретые дюзы для того, чтобы отправить ракету на Луну. И экипаж "Судьбы" символично отправляется в камеры стазиса на несколько лет. Дожидаться другой галактики, где не такое враждебное окружение, где нет ботов, атакующих при каждом выходе из сверхсветовой. Дождаться своего зрителя.