Первая часть
тут, вот и вторую, шестилетней давности, тоже тогда сюда.
Когда я понял, что киношники неграмотные, у меня вся мозаика сложилась. Или почти вся.
Мне в детстве мстилось многое из того, что я читал. В частности, я представлял себе обалденный приключенческий фильм по "Огненному циклу" Хола Клемента, где просто уникальная история с трагической развязкой, с человеческими потугами навязать свое людское сразу двум симбиотическим цивилизациям на одной планете в двойной звёздной системе, живущим по очереди. Кто не читал, идите срочно читайте. Клемент - астрофизик с буйной фантазией, у него прекрасные произведения.
Но грезил я, конечно, не только о фильмах про планету с цикличными цивилизациями или о темпоральных коммандос Жерара Клейна. Мечтал в те времена я, конечно, о полнометражках. Тогда сериалы были, но никто всерьёз их как формат не воспринимал, потому что это было "мыло", а интернета ещё не было, и современная форма подачи материала просто не развилась ещё. Трилобиты были, живородящих не водилось.
Но в книгах и тогда цепляло какое-то главное, которое ни у одного классического режиссёра сроду бы в картину не попало. И я никогда не понимал, как можно мурыжить всякую хрень, когда есть такие богатейшие залежи.
За пределами всех этих известных картин всяких бравшихся за недопонятое мэтров всегда оставалось самое интересное и долгоиграющее.
Сколько ни смейся над тем "женским", которое только и смог понять и снять Тарковский в "Солярисе", помимо могучей философии, которой он там сроду не увидел, для меня как читателя всё равно осталась целая Библиотека.
Кельвин же регулярно и надолго в ней застревал между покаянными приключениями с бывшей недоженой и общением с чурающимися коллегами по базе.
Вот все эти тома, в которых разворачивается столетняя (sic!) попытка людей понять хоть что-то на Солярисе. Она же там во всем великолепии представлена. От недоумения первых исследователей, обнаруживших, что незыблемые вроде законы для этой системы почему-то не работают. До азарта первых масштабных экспедиций, которые чего только не придумывали, чтобы добиться контакта от океана. Через кропотливых классификаторов всех причудливых образований, которые породили бурю научных споров и надолго поселились в заголовках жёлтой прессы на Земле. С последующим разочарованием, которое тоже все переживали по-разному. С трагедиями, в которых гибли сразу более ста человек. С самоубийственными решениями пионеров и светил соляристики - порой уже от отчаяния. И до состояния апатии человечества, когда Институту порезали финансирование, когда осталась одна только база, кое-как загруженная кое-какими исследованиями для тех, кто всё ещё не разочаровался. С детьми в земном музее, которые спрашивают: "Зачем всё это?"
Хочу подчеркнуть - вот всё это богатство ДО того, как фантомы придут, достанут Гибаряна до самоубийства и Кельвина до почти некрофилии и подарят вдохновение Тарковскому своей чарующей проблемой гипертрофированного эгоизма во плоти. Кстати, с этого момента по нынешним меркам тоже начинается бездна на дофига сезонов. За соломенную шляпку Сарториуса или за то, что так отчаянно прятал Снаут в шкафу, никто из порнорежиссёров не хочет взяться?
Давайте же для сравнения прикинем, что у нас есть в ассортименте ныне успешно живого и даже крутого формата подачи зрителю в виде фантастического сериала. 1.Очередная команда персонажей, невесть как оказавшаяся на одном каком-то корабле, несколько сезонов они кучно парятся о том, кто они такие, как попали, что дальше делать. 2.Очередная катастрофа убила всех вообще, остался один корабль, плавает, люди на нём как не вылезали из ерунды, так и продолжают. 3.Очередная фигасебетехнология позволяет попадать во времени/пространстве куда-нибудь. И так далее идут многочисленные шедевры про то, как сценаристы не понимают, что ещё придумать, кроме очередного отражения где-то случайно подслушанных представлений о том, как жили древние греки/инки/египтяне/таукитяне/рептилоиды и далее по списку.
Уверен, что не только мне это надоело, и понятно, о чем я вообще затеял весь спич. Дело не только в неумении читать, а в отсутствии фантазии напрочь.
Написано это всё под аккомпанемент страданий Sony Pictures и Алана Тейлора лично о том, кто же все-таки даст снять хоть что-нибудь по "Пикнику на обочине". Весь этот скулёж много где в многочисленных статьях и комментариях, что снимать там нечего на сериал, я иначе как с диким смехом воспринимать не могу.
Потому как один список того, что Шухарт припёр Хрипатому, - это на пару сезонов минимум, если воображения наскрести. В книге нет подробных описаний большинства чудес и артефактов Зоны. Тем более, есть только намёки на то, как хабар действует на жизнь обывателей, у которых нет Зоны, но черный рынок-то есть, и хабар этот распространяется по всей планете.
Вы как знаете, а у меня теперь только одно объяснение всему этому кинобизу осталось в виде старого реприманда - ни ума, ни фантазии. Как у Содерберга.
ЗЫ: Да, я опять перечитывал "Солярис".