Sep 14, 2011 13:04
Давно замечал, что советские мультфильмы гораздо более глубже и идеологичнее, чем кажется на первый взгляд. Вот, к примеру, серия мультиков про поросенка Фунтика - это ж типично «новые левые» идеи. Противная и себялюбивая капиталистка Беладонна эксплуатирует люмпенов, создавая из них своеобразную «индустрию развлечений» для городских слоев обывателей. Однако внутри ее корпорации зреет протест, который выражает собой поросенок Фунтик (кстати, по сюжету, самый талантливый и продвинутый работник), вырывающийся из цепких уз Беладонны и примыкающий к группе бродячих артистов. Группу возглавляет фокусник, который дарит всем окружающим материализовавшиеся из ниоткуда шарики и конфеты. Также в состав группы входит поэт и бегемот Шоколад, который благодаря той же самой Белодонне оказался в прямом смысле слова в болоте (отчужденная личность). Несмотря на все попытки Беладонны вернуть ситуацию под свой контроль (в том числе и с помощью репрессивных сил, выступающих под маской стражей правопорядка) группе Дядюшки Фокуса (своеобразный аналог группировок йиппи Эбби Хоффмана и Джери Рубина) все же удается устроить массовый хэппенинг и с помощью шоу-представления разоблачить перед собравшимися обывателями подлую и гнусную сущность неолиберализма. То есть фактически новый пролетариат осознает себя и побеждает капитализм при помощи его собственных средств.
Сегодня я посмотрел мультик про Маугли (тоже советский). Там странным образом идет пропаганда фашистских ценностей: культ силы и человеческого тела, все эти темы типа «волк свободного племени», «мы с тобой одной крови, ты и я», «встань, когда с тобой говорит Человек!», «ступай жить в свою родную стаю» и прочее. Тигр Шер-Хан и его прихвостень-шакал - это такие типичные обыватели-конформисты, живущие по закону Юлии Латыниной джунглей «каждый сам за себя». Однако волки, Маугли и его друзья, также уважая законы джунглей, тем не менее, все же сохраняют некие принципы братства и товарищества, сентиментальные чувства по отношению друг к другу, готовность к самопожертвованию.
Также следует обратить внимание на то, что волчья стая крайне иерархична. После того, как Маугли становится вожаком он важно возлегает на скале и теперь уже разговаривает со своими вчерашними молочными братьями, с которыми еще вчера бегал и играл фактически на равных, как настоящий фюрер - положение обязывает. В свою очередь рыжие собаки и бандерлоги, изображаются гораздо более эгалитарными животными по сравнению с волками и воспринимаются главными героями истории как настоящее бедствие, от которой постоянно надо спасать джунгли. В этом свете сцену битвы волков с рыжими собаками нельзя воспринимать иначе чем аллюзию на войну фашистской Германии против СССР. Правда в мультфиле в итоге побеждают "фашисты". Интересна также сцена спасения Маугли из рук бандерлогов Багирой, Балу и Каа. Удав Каа - это фактически такой образ ницшеанца, гипнотизирующего мартышек своими яркими и захватывающими плясками хвоста. Прекрасно осознавая смертельную опасность, исходящую от удава, коммунистические мартышки все равно послушно смотрят за его представлением и потом сами же с готовностью идут к нему в пасть.
Обыграна также в мультфильме и ситуация кризиса. Во время сухого сезона провозглашается "водяное перемирие" - и львы и олени оказываются в равном положении - и те и другие вынуждены учиться "жевать сухие ветки". Однако подлинные либералы-буржуа в лице Шер-Хана продолжают нарушать перемирие и даже в это время убивать животных. В дело вынужден вмешаться сам Маугли, этакий "звериный Чавес". В полном соответствии с ролью лидера-популиста он наказывает Шер-Хана, убивает его и сдирает с него шкуру.
Подчеркнутая антибуржуазность Маугли ярко проявляется и в сцене спуска в подземелье с сокровищами. Он не понимает, для чего они все нужны и из всего ассортимента выбирает только кинжал - инструмент насаждения власти и одновременно ее символ. Кстати, именно за эту антибуржуазность его считают немного за своего коммунисты-бандерлоги.
Очередной весной Маугли обнаруживает, что достиг половой зрелости и его влечет к человеческим женщинам. Эти чувства практически отождествляются со звериными брачными играми в джунглях. Маугли не в силах больше себя сдерживать уходит на зов природы. Во время сцены прощания животных с Маугли, хищные собратья уверяют его, что он и впредь может расчитывать на их острые когти и зубы. В свою очередь коммунистка-мартышка предлагает ему в помощь при необходимости "острое слово" - левые таким образом, окончательно смиряются со своей ролью критиков-интеллектуалов не посягающих более на основы закона джунглей.
Настоящий культурный герой, независимо от должен всегда быть антибуржуазным. Здесь этот принцип соблюдается и благодаря этому мы имеем прекрасные мультфильмы.
философия,
cogito ergo sum,
культпросвет