Хотелось бы написать что-то про конференцию в Институте Африки, где я совсем недавно имел честь выступать с докладом. В общем и целом было очень интересно. Жаль, что физически нет возможностей поприсутствовать на всех докладах, которые представляют интерес, так я пропустил выступления всех своих друзей а также один доклад по Руанде, который, судя по тезисам, был противоположен моей позиции. Еще раздражает то, что время докладов постоянно сдвигается по всяким техническим причинам: смотришь по программке - после обеда, приходишь на секцию - доклад уже, оказывается, прошел. Бред, конечно.
Но в целом, повторюсь, было интересно. В том числе, неожиданно для меня самого, мне понравилось на нашей гендерной секции, куда я подал тезисы скорее от безысходности и изначально не собирался там засиживаться после своего выступления. Оказалось же это весьма любопытным опытом! В частности порадовал директор русского культурного центра в Марокко, рассказавшего о повседневных проблемах адаптации и коммуникации в этой стране русских женщин, а также наша соотечественница из Кот-д'Ивуара, прожившая там около 40 лет. Доклад последней растянулся на полтора часа и по сути ничего общего с гендерными проблемами не имел, а был просто пересказом того, как и почему разразился последний ивуарийский политический кризис. Не слишком обременяя себя каким-то серьезным анализом, она в основном просто ностальгировала по славным временам Уфуэ-Буаньи, когда там был чудесный песочек, роскошные отели, зарплаты профессорам в тысячи долларов и пр., а также орды "оборванцев-voltariques", то бишь рабочих мигрантов из страны ныне зовущейся Буркина-Фасо, которые вкупе с западными вливаниями и экспортом какао-бобов до поры - до времени и обеспечивали существование этого афро-капиталистического оазиса. И, типа, все это великолепие было в течение 10 лет разрушено некомпетентным в государственных делах выкормышем французской соцпартии Лораном Гбагбо, впившимся во власть подобно клещу. Почему-то она забыла упомянуть, что на деле проблемы Кот-д'Ивуара начались еще в 90-е, как и у всех остальных африканских стран, кстати говоря. При этом на наши с Екатериной Борисовной Деминцевой вопросы о гражданской войне в 90-х, госпожа Пиманова вынуждена была согласиться, что да, мол, пробемы начались и до прихода к власти Гбагбо, но видимо, в ее сознании все катаклизмы слились воедино и персонифицировались в фигуре экс-президента, подобно тому, как моя мама называет теперь "перестройкой" не эпоху Горбачева, а либеральные эксперименты Ельцина. При этом Уаттара, который по мнению многих является компетентным специалистом-экономистом проявлял эту свою компетентность весьма странным образом. Именно люди Уаттара вывозили какао через неконтроллируемый федеральными властями север страны в Буркина-Фасо и оттуда продавали на Запад, благодаря чему Кот-д'Ивуар потерял огромные средства и согласно статистике снизил экспорт какао-бобов в разы. Во время же эскалации конфликта Уаттара ввел эмбарго на импорт медикаментов в страну, видимо, тоже от большой любви к "своему" народу. Короче, все это было забавно слушать, конечно, особенно со всякими лирическими отступлениями и оплакиваниями утерянного капиталистического рая. За мою критику и вопросы я почему-то был назван радикалом, а руководитель секции Н. Крылова прониклась ко мне симпатией. Деминцева кстати, находилась в это время в Париже и засвидетельствовала, что вся диаспора была за Гбагбо, который воспринимался всеми как президент-патриот, сопротивляющийся неоколониализму.
Помимо этого, я познакомился с "проводником неолиберального ада", как мне представил один молодой левый африканист Дэвида Роусона, в 92-94 гг. наблюдателя от США за мирными переговорами в Аруше,а в 94-96-м - посла США в Руанде. Сейчас же этот пристарелый пижон в бабочке работает с американскими архивами и выбирает те документы по руандийскому конфликту, которые уже можно рассекретить.
И еще там были потрясающие по остроте и интересу дискуссии между учеными из ЮАР, как белыми так и черными. Особенно меня порадовала совершенно очаровательная молодая черная южноафриканка, разразившаяся резкой критикой правительства Зумы в чем была поддержана белыми соотечественниками.
Это самое яркое из того, что мне запомнилось, а вообще там было еще много всего интересного!
Сборник тезисов качайте и читайте
тут.