Смотрю балет "Анна Каренина" в разных постановках: с самого утра в его первой версии, с Плисецкой. Сейчас в постановке Алексея Ратманского.
У Ратманского больше Толстого: есть сцена Кити и Левина, где она отказывает ему; любопытно. В версии Плисецкой балет посвящен исключительно Анне, она его главная и единственная героиня, а у Ратманского и Кити место дали, и Вронский намного выразительнее присутствует. В постановке Плисецкой даже Вронского, по сути, нет, Плисецкая в роли Анны все узурпировала, создала в буквальном смысле свой балет.
В то же время в исполнении Плисецкой Анна более порывистая, импульсивная, вовлеченная: сцена ее встречи с мужем на вокзале в Петербурге кратковременна, но до чего выразительна! Намного выразительнее того длинного танца Ульяны Лопаткиной, что танцует она в в постановке Ратманского; хотя паровоз, конечно, хорош! Но все-таки впечатление о паровозе не должно заслонять главных лиц балета; а паровоз для меня Анну-Лопаткину и Вронского-Ермакова заслонил; танец уступил декорациям по эффектности. Не произвело на меня особенного впечатления и начало балета: трагедия Анны показана в ретроспективе; балет открывается сценой у гроба Анны. И зачем?.. Спойлер однако))
В постановке Ратманского глубже раскрыта не только тема Кити, но и тема Анны-матери. Но общее ощущение, что пересказ Толстого увлек постановщика больше, чем собственно творчество. Скучно, академично и, я бы сказала, театрально. Эта постановка больше театральная пантомима (спектакль без слов), чем балет. Мало танца. А в трактовке Плисецкой танец торжествует во всей красе! Мне не очень симпатична Плисецкая внешне, но на сцене она своим трагическим изломом бровей в разы выразительнее Лопаткиной, которая по сравнению с ней простушка. Каренина Лопаткиной легкомысленна; Каренина Плисецкой - жертва сильных страстей, натура трагическая; и танец ее трагический. Особенно видно это по разнице исполнения танцевальной партии в сцене объяснения Анны с мужем.
Изображение скачек в обоих случаях агонь! Как только постановщики не изощрились, бедолаги, чтоб показать, что офицеры скачут. Но все-таки в постановке Плисецкой хореография скачек выразительнее. Да и в целом, небо и земля. В постановке Ратманского мало динамики, действие не захватывает, смотреть откровенно скучно. Смотрю, чтобы оценить финал.
Сцена близости Анны и Вронского в хореографическом решении Плисецкой по-настоящему эротична; в постановке Ратманского вульгарна: Вронский чуть ли не лег на Анну, а глубокой страсти это сцене не добавило. Мне, правда, понравилась партия Анны и Каренина после скачек. Я увидела, как Каренин Анну ломает: так выстроен танец. Ну или мне показалось, но если я не ошиблась, есть в этом некий смысл: уложить Анну в коробочку светских приличий.
В трактовке Ратманского Каренин жесткий деспот; и это заметно, а Анна-Лопаткина измождена и утомлена его властной силой. Эта ее изможденность и усталость и составляет характер женской роли балерины. Она хорошо их станцевала в сцене после увещеваний Каренина, тут наконец проявилась выразительность ее танца (на 50 минуте балета длиной 1,26 часа). Может быть, в этом и состоит замысел постановщика: показать, как веселая легкомысленная Анна приобретает изможденность и усталость, как высушивает ее противостояние жесткой мужской рациональности, рамкам светского этикета, бог знает. Но Анна Плисецкой выразительна с первых минут спектакля.
В целом же, постановка Ратманского в прямом смысле слова мужская: акценты сделаны на мужских ролях, и эти акценты выразительнее женских. Балет Ратманского про судьбу Каренина и Вронского; Анна же это та стихийная, неуправляемая и гибельная сила, которая вредит рациональному мужскому миру и мужскому покою. Вронский и Каренин оба убиты Анной, а не она ими. Каренин и Вронский оба фигуры трагические в этом балете (Вронский в сцене самоубийства очень хорош, так же как и в сцене с Анной после ее появления в опере! Он рвет и мечет). Анна же лишь жертва собственного неглубокомыслия и в интерпретации Ратманского более похожа на куртизанку и Травиату. Возвышает ее только смерть - и финал балета. Финал в дыме и огнях чудесен.
Так я увидела этот балет.
Завтра уж допишу дальнейшие впечатления. Есть еще две версии этого балета: Эйфмана и тот, что идет сейчас в постановке Кристиана Шпука.
А вот
еще мнение о постановке Ратманского, нашла, пока читала, насколько мои впечатления созвучны общим впечатлениям профи.