Тора - с Небес.

Dec 12, 2011 15:54

Лаконичный минимализм основ веры по Рашбацу "Тора - с Небес" (via р.Шерки/Ontario14) позволяет заметить, что таким образом заданы не единственный, а два варианта иудаизма - в зависимости от того, является ли это утвеждение аналитическим или синтетическим.

Read more... )

иудаизм

Leave a comment

Comments 38

brotherinlaw December 13 2011, 01:10:20 UTC
Если я правильно понял основную мысль (в чем не уверен), то ключевым является пояснение: кроме как для формирования такого понимания. Тогда, как это ни старо звучит, возникает вопрос "что такое вера". (Саадия: a notion that arises in the soul in regard to the actual character of anything that is apprehended. When the cream of investigation emerges, and is embraced and enfolded by the minds and, through them, acquired and digested by the souls, then the person becomes convinced of the truth of the notion he has acquired; Маймонид: the notion that is represented in the soul when it has been averred of it that it is in fact just as it has been represented; и т. п. При такого рода понимании, действительно, "вера по цепочке" [включающая падающих с неба лягушек, демонстрация ничтожности Ваала посредством фокусов Элияhu и т. п.] не нужна, а в первом приближении достаточно [обретенное с помощью традиции и нетрадиции] принятие (1) свободы воли и (2) успеха Божественного замысла. [Несмотря на то, что если (2) понимать как метафизическую ( ... )

Reply

nedosionist December 13 2011, 03:46:45 UTC
>>пояснение: кроме как для формирования такого понимания
В предыдущем посте из серии, я указывал на необходимость наличия у читателя предварительного общего понимания смысла, независимого от данного религиозного текста, для его понимания. Радикальная позиция здесь в том, что возникновение такого религиозного понимания в приницпе возможно параллельно, и вовсе безотносительно Традиции. Я здесь занимаю более умеренную позицию, с тем, что в конечном итоге и квази-независимое понимание опирается на Традицию; но при этом (во втором, но не в первом случае данного поста) цепочка может нарушаться, искажаться и опираться на парадокс передачи пшата.

Reply

brotherinlaw December 13 2011, 04:08:46 UTC
цепочка может нарушаться, искажаться и опираться на парадокс передачи пшата Т. е. из такой, какая она есть, становиться такой, какой она должна быть. Т. е. вместо самой цепочки используется ее метафизическая сущность. Прекрасно. Но что все это практически означает для изучения Торы или метафизики или чего бы то ни было?

Reply

nedosionist December 13 2011, 22:29:57 UTC
Вы меня, честно говоря, поставили в тупик этим вопросом; я не знаю, как практически, в данном конкретном случае, правильно на него ответить. Один вариант ответа - я не могу оценить всех следствий. Другой - Вам лично решать, какие практические выводы Вы хотите сделать. Третий - практическая польза от фундаментальных проблем труднопредсказуема (пример: у физиков ядра в начале 20в. спросили, а какая практическая польза? Чтобы слушать музыку на CD. :) ) Четвертый - эта двусмысленность вылазит так или иначе очень часто.

Можно иметь эту дихотомию, как фоновый вопрос, и изучая Тору, задавать вопрос, а какой из смыслов используется автором. Можно предложить, что первый подход привилегирует мидраш, а второй - пшат как метод. Итп...

Reply


brotherinlaw July 26 2012, 19:55:26 UTC
она необходимо с Небес
Я не знаю, ошибка ли это формулировки или концептуальная ошибка - но это IMHO ошибка. Никакой необходимости в даровании Торы не было - это был акт милосердия. Иначе - и с бОльшим основанием - и мир можно было бы считать необходимым атрибутом Всевышнего, как это полагали философы-"этерналисты", оппоненты Маймонида, вполне логично (при данной посылке) считавшие мир вечным (a parte ante). А раз дарование Торы не необходимо, то она не необходимо с Небес, а по Его милосердию с Небес. Так что (увы??) ничего, кроме того, что Вы называете синтетическим подходом, не остается. (Только веру в нем нужно понимать правильно - это не выбор по произволу, и даже не выбор по лояльности "к своим" (хотя этот элемент всегда есть и должен быть), а выбор, основанный на знании, хотя и не полном, но существенно достаточном. А при приобретении этого знания, действительно, необходим аналитический подход - как и во всяком человеческом эмпирическом познании.

Reply

nedosionist July 27 2012, 17:30:35 UTC
Мы говорили о другом; речь не идет о необходимости Дарования, а о том, что если Тора дарована, или если Тора существует, то она необходимо с Небес. Т.е. невозможно, чтобы Тора была, но была не с Небес.

А раз дарование Торы не необходимо, то она не необходимо с Небес
Здесь нет логической связи.

Привязывая к предыдущей теме, актуализация Торы не необходима, и является чудом.

Reply

nedosionist July 27 2012, 17:43:16 UTC
К теме Вашего последнего поста: обратите внимание на Ваш собственный коммент как иллюстрацию.

Нетрудно заметить, что Ваше мнение здесь расходится с высказанным ранее в этой ветке. Разница между ними базируется, как я написал, на разном понимании. Из Ваших предыдущих ответов следует, что оно у Вас было, по-крайней мере частично. Ваш ответ сейчас предполагает, что Вы или передумали (тогда с чем в Ваших собственных ранних рассуждениях Вы теперь не согласны?), или же забыли об альтернативном подходе (тогда какие-то из рассуждений в той ветке должны теперь выглядеть малоосмысленно).

Скорее всего, наличие у Вас лично этих двух разных мнений по поводу одного текста конструктивно иллюстративно для проблемы двусмысленности торанического и талмудистского текстов. Пшат меняется каждый день.

Reply

brotherinlaw July 29 2012, 02:13:19 UTC
Виновником кажущегося противоречия, кроме меня, является idolum fori: смешение понятий объективной и субъективной необходимости.

При моих первых попытках анализа Вашего текста я понимал Ваше "необходимо с Небес" как субъективную необходимость. При таком понимании я с Вашим тезисом был согласен и согласен сейчас. "[Субъективно] необходимо, что Тора - с Небес" оаначает, что наших (хотя и пока весьма неполных) знаний достаточно, чтобы Божественное происхождение Торы было предметом рациональной веры. (Рациональная вера свободна - в отличие от веры, основанной только на авторитете.) Рациональность веры же означает, что если Тора - не с Небес, то все наши знания не стоят ровно ничего. Потому что из знаний-то наших с достаточностью - хотя и не доказательно - вытекает, что она с Небес. (Ср. у Достоевского: "Если Бога нет, то какой же я капитан?") Но считать, что все наши знания не стоят ровно ничего, субъективно невозможно. Это и есть субъективная необходимость Божественого происхождения Торы ( ... )

Reply



Leave a comment

Up