Как евреи делятся на арабов.

Mar 23, 2015 16:26

Originally posted by nedosionist at Как евреи делятся на арабов.

A conservative is a liberal who has been mugged.
По отношению к арабам евреи делятся традиционно: на ашкеназов, сефардов и мизрахи. Мизрахи антагонистично относятся к арабам, сефарды с ними сосуществуют, а для ашкеназов они неважны.

Мы - ашкеназы.

Точнее, мы все ими когда-то были. Для мизрахи антагонистичное отношение к арабам (боязнь, настороженность, презрение) формирует еврейскую идентичность через образ Другого, по Саиду и как классическое еврейство через антисемитизм. Например, Нетаньяховское предвыборное arab-baiting является симптомом и ступенькой этого. В данном случае я их рассматриваю как культурно-политические ярлыки - политическая классификация тут становится идентификационной. Однако за ними стоит и разница в религиозных подходах. Можно проконтрастировать, например, позиции равкуковцев, с их значительным вниманием к националистической оппозционности Эсава, Ишмаэля и Амалека, с полемикой Рамбама, с малым интересом к арабам и исламу ашкеназских авторов.

В израильских условиях этим трем категориям частично соответствуют три политические ориентации - правые, ультралевые, и центристы, соответственно. Этим трем вариантам соответствуют и три вараинта решения территориальной проблемы.Мизрахи/правые варианты - с сохранением контроля над арабами, их подавлением, ограничением, либо трансфером. Левые/сефардские варианты - с единым биназициональным государством. Центристские - с разделением на два государства. Отмечу, что общепринятые использования этих явлыков для разделения общин в Израиле ветшают, и приходят в негодность, поскольку будучи изгнанными из арабских стран многие сефарды трансформируются в мизрахи, а ашкеназы в тех или других.

Поскольку, по меткому выражению herr-und-knecht’a, «вопрос о территориях структурирует израильское политическое пространство», возникает вопрос, можно ли оставаться ашкеназом в Израиле? Если и да, то это видимо, возможно лишь для политически неактивных граждан, или точнее, неактивных по вопросам безопасности. Оба традиционных проявления политической инициативы и самопозиционирования в условиях конфликта ведут к отрицанию еврейства: слева через канонизацию недискриминации и трансформации евреев и арабов в обще-израильтян; справа - через трансформацию опять-же в израильтян, но исключительно евреев.

И можно отметить, что разделение из-за страха, из-за демографической угрозы, либо соображений безопасности также является отношением мизрахи. Надо отметить, что эти доводы почти неизбежно возникают в полемике, с правыми мизрахи, поскольку это понятная для них мотивация. Между тем, разделение с арабами следовало бы провести не столько ради реальных соображений физической безопасности, сколько ради эфемерного, казалось бы, прекращения искажения собственной еврейской идентичности.

Поэтому, когда Гидеон Леви грустно пародоксально шутит, «The nation must be replaced. Not another election for the country's leadership, but general elections to choose a new Israeli people - immediately.» за этой шуткой стоит то, что народ уже находится в процессе подмены. Сам он-то, скорее всего, хотел бы видеть обновленный народ сефардов, а не мизрахи. Но нам не нужен новый израильский народ, нам нужен старый еврейский - ашкеназский.

Хуже другое - это же отношение мизрахи к экзистенциальному конфликту евреев с арабами-мусульманами экспортируется из Леванта и в диаспору. В том числе в этом повышенная вредность и давешних предвыборных внешнеполитических самострельных маневров Нетаньяху в Вашингтоне.

PS. На следующий день в NYTimes "Abiding Rifts Within Israel Threaten to Widen With Netanyahu Win", объясняет динамику выборов политическим разделением между ашкеназами и мизрахи, в привычных социологических категориях. Можно также сказать, что массовое голосование русим с мизрахи за Ликуд, является триумфом политических соображений над идентификационными. Тем самым это же является идентификационным искажением вследствие политической несамостоятельности и сторонней политической доминации.
Previous post Next post
Up