В общем, под впечатлением от того, какую реакцию вызвало появление лжестенли лжекубрика с лжеразоблачениями лжевысадки на лжелуне, я решил-таки, что пора смотреть классику, тем более, что википедия убеждала в новаторстве и прорыве. И, когда я в третий раз победил сон, я ощутил прорыв.
В общем, если кратко, то впечатление такое: человек под барбитуратом взял коротенький рассказ Кларка и расслабленно и не торопясь зафигачил из него фильм на два с половиной часа. Я могу понять, что в 1968 году визуальный ряд фильма вызывал интерес - все эти вот гравитационные фокусы, дотошный макет космического корабля из папье-маше, разноцветная светомузыка. Ну ок, мне привычнее другое поколение новаторских технологий в кино и я приведу пример: Т2 из жидкого металла, тоже когда-то сенсационный эффект. Фильм длится 4 часа 10 минут, из них 3 часа показывают как Т2 встает с кровати, чешется, созерцает 20 минут свой переливающийся ртутью пупок. И так восемь раз.
Если убрать бесконечные затягивания мелкосюжетных конструкций, 2001:КО длился бы минут 15. Хронометаж выглядит так: 20 минут музыкальной паузы -> Давным-давно в далекой-далекой галактике нашим предкам явилось черное надгробие и они тут же научились пользоваться примитивными орудиями труда -> 20 минут музыкальной паузы -> в 1999 году на луне обнаружили такое же надгробие и оно пульнуло указующее излучение в сторону сатурна -> 20 минут музыкальной паузы -> Через 18 месяцев на Сатурн отправили экспедицию - четырех человек и комп с искуственным интеллектом, который пытался обмануть людей, обиделся, что его хотят выключить и всех убил за исключением одного, который-таки выключил компьютер -> 20 минут музыкальной паузы -> он прилетел на Сатурн, внезапно очутился в какой-то комнате с классическими интерьерами, моментально состарился, увидел черное надгробие и превратился в гигантский зародыш в космосе -> музыкальная пауза 20 минут.
Отдельного внимания заслуживает саундтрек 2001:КО. В нем используются две темы - прекрасный голубой Дунай Штрауса и музыка венгерского авангардиста Лигети. Я... я люблю Штрауса. Но Кубрик заслужил порицание за жестокое обращение со Штраусом, потому, что использует он его так:
- из корабля вылетает первый ремонтный модуль и направляется к месту ремонта. Его движение сопровождает вальс "На прекрасном голубом Дунае". Полностью.
- из корабля вылетает второй ремонтный модуль и направляется к месту ремонта. Его движение сопровождает вальс "На прекрасном голубом Дунае". Полностью.
- HAL побежден и корабль продолжает путь к Сатурну. Его движение сопровождает вальс "На прекрасном голубом Дунае". Полностью.
Я больше не хочу слышать штрауса минимум шесть-восемь недель.
Что касается Лигети... все же знают как звучит терменвокс?
Click to view
Лигети звучит так, будто пьяный паралитик угодил в терменвокс. А по длительности он дает две форы вальсам Штрауса, так что к концу эпизода возникает невыносимое желание разрушить что-то прекрасное.
В общем, помня опыт со с широко раскрытыми глазами, я, пожалуй, Кубрика больше не буду смотреть. Сто лет жил без Кубрика - ну и мир праху его, аминь.