Читаю историю Иерусалимского королевства. Очень любопытно, конечно. Во многом уникальное было место, передовой пост Запада на востоке, со своими страстями, своими особенностями, своим менталитетом.
В свое время выкладывал в жж всякую любопытную информацию про жизнь в 16ом веке, и в частности в Наварре и Франции. Думаю, теперь буду иногда писать по чуть-чуть про Иерусалимское королевство. Поставлю соответствующий тэг, так что кому скучно, сможете избавить себя от подобных постов)
-----------------------------------------
Латинское население королевства всегда было крайне небольшим, хотя и существовал устойчивый поток поселенцев и новых крестоносцев, прибывающих из Европы. Однако большинство первых крестоносцев, воевавших в Первом крестовом походе, по его окончанию просто вернулись домой. По словам Уильяма Тирийского - "в 1100 году во время штурма Арзуфа в королевстве находилось едва ли более трехсот рыцарей и двух тысяч пехотинцев." С самого основания королевства, латиняне сформировали колониальный фронтир, управлявший местным мусульманским, греческим и сирийским населением, в разы превышавшим своим количеством количество самих латинян.
Однако, новое поколение, родившееся и выросшее в Outremer (французское слово, означающее "за морем") уже считало себе больше местными, чем иммигрантами; Святая земля была для них родиной, а вновь-приезжих они недолюбливали. Хотя они никогда не отказывались от идентификации себя как западных европейцов-франков, их одежда, питание, коммерциализация, стиль жизни - сильно черпалось из восточных культур; в том числе весьма сильно было византийское влияние.
Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии. Мы уже позабыли места нашего рождения; а многим они и вовсе неизвестны, или неважны...»
Однако, не все так просто.
В 19-ом и начале 20 века, французские ученые, такие как, например, Гастон Доду и Рене Груссе, считали, что крестоносцы, местные мусульмане и восточные христиане жили в полностью интегрированном обществе. Сейчас многие ученые считают, что это мнение было сформировано под влиянием французского империализма и колониализма - “если средневековые французские крестоносцы смогли интегрироваться в местное общество, то, конечно, и современные французские колониии в Леванте смогут процветать”. В середине 20-го века, многие ученые начали утверждать, что на самом деле крестоносцы жили совершенно отдельно от коренных жителей, которые были постоянной угрозой иностранцам-крестоносцам. Одна из точек зрений - королевство Иерусалимское было одной из первых попыток колонизации, в этой “колонии” крестоносцы были небольшим правящим классом, который зависел от местного населения, но не предпринял никаких попыток интегрироваться с ним. По этой причине сельские европейское общество, к которому привыкли крестоносцы, было заменено более безопасным в данных условиях городским обществом. Именно данными причинами ученые объясняют тот факт, что феодалы-латиняне, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах королевства.
Как и в Европе, феодалы имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной - iqta (свод наделов), этот порядок не был изменён после пришествия латинян. Хотя мусульманам, например, было запрещено проживание в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», староста общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень независимости. Они поставляли войскам королевства продовольствие, однако не несли военной службы, в отличие от Европы; подобно и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах (данная поблажка была им дарована после Первого крестового похода в счет заслуг за поддержку кресоносцев на море). В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.
Недостаток войск в значительной степени возмещался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в замках (в частности магистр ордена Тамплиеров проживал во дворце, переделанного из мечети) и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским, а не королевским, управлением; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех основных сражениях.