Nov 03, 2016 16:56
"В наши дни непросто найти тех, кто искренне продолжает придерживаться доктрины, в соответствии с которой причиной обесценения национальной валюты является деятельность спекулянтов. (писалось давно и не о России - моё прим.) Эта доктрина представляет собой неотъемлемый инструмент самой примитивной демагогии, - она помогает государству в поисках козлов отпущения. Сегодня вряд ли найдется хоть один независимый автор, который будет защищать эту доктрину, а те, кто защищают ее, делают это за деньги. Тем не менее нужно сказать о ней несколько слов, поскольку современная денежная политика во многом опирается именно на подобные идеи.
Спекулянт не определяет цен, в своих действиях он должны исходить из тех цен, которые установлены рынком. Усилия спекулянта направлены к тому, чтобы правильно оценить будущие значения цены и предпринять действия в соответствии с этой оценкой. Влияние спекулянтов не в состоянии изменить средний уровень цен данного периода. Все, что они способны сделать, это уменьшить разрыв между самыми высокими и самыми низкими ценами. Спекуляция не увеличивает размах ценовых колебаний, как гласит молва, а уменьшает его.
Разумеется, спекулянт может совершать ошибки, оценивая будущие цены. При этом обычно упускают из виду тот факт, что еще более правильное предвидение будущего находится за пределами возможностей большинства людей. Будь это не так, в рыночной конкуренции одержали бы верх те из продавцов или покупателей, кто считает иначе. Тот факт, что мнение, искренне разделявшееся рынком, впоследствии оказалось ошибочным, никого не расстраивает так глубоко, как спекулянтов, полагавшихся на свои оценки рынка. Их ошибки не являются результатом злого умысла, - в конце концов, их целью было получение прибыли, а не убытков.
Даже те цены, которые устанавливаются под влиянием спекуляции, представляют собой итог совместных операций двух групп участников - «быков» и «медведей». Силы каждой из этих двух партий всегда равны, - обе они в равной степени ответственны за определение цен. Никто никогда не является все время только и исключительно «быком» или «медведем», - любой дилер становится «быком» или «медведем» только посредством своей оценки рыночной ситуации или, в более корректной формулировке, посредством сделок, совершаемых на осно-вании этой оценки. Любой может поменять свою роль в любой момент. Цена устанавливается на таком уровне, при котором обе партии уравновешивают одна другую. Колебания обменного курса национальной валюты не определяются исключительно «медведями» (теми, кто продает национальную валюту, ожидая понижения ее курса), - они в равной мере определяются «быками» (теми, кто покупает национальную валюту в расчете на рост ее курса).
Этатисты считают, что курс иностранной валюты растет в результате махинаций внешних и внутренних врагов государства. Они полагают, что эти враги продают национальную валюту, скупая иностранную валюту с целью спекуляции. Это возможно в двух случаях. Либо эти враги действуют таким образом в расчете на получение прибыли, и тогда они не отличаются от всех прочих спекулянтов. Либо они хотят подорвать престиж страны, обесценивая ее валюту, даже если операции, способствующие достижению этой цели, наносят ущерб им самым. Допустить существование такого рода операций можно, только если закрыть глаза на то, что они вряд ли могут быть реализованы на практике. Продажи, осуществляемые «медведями», если они идут против настроений рынка, немедленно породят противодействие, - суммы, с которыми расстаются «медведи», будут немедленно переходить в руки «быков», ожидающих обратного (т.е. повышения национальной валюты), не оказывая никакого серьезного влияния на курс."
Людвиг фон Мизес "Теория денег и кредита"
спекулянты,
Мизес,
валюта,
валютные спекулянты