Ганс-Герман Хоппе: Государство или общество частного права

Oct 29, 2024 17:00

Проблема социального порядка

Робинзон Крузо, находясь в одиночестве на своем острове, может делать всё, что ему заблагорассудится. Для него вопрос о правилах упорядоченного человеческого поведения - социального сотрудничества - просто не возникает. Этот вопрос может появиться только после того, как на остров прибывает второй человек, Пятница. Однако даже тогда этот вопрос остаётся во многом неактуальным, пока не появляется редкость. Предположим, что остров - это райский сад. Все внешние блага доступны в сверхизобилии. Это «бесплатные блага», такие же, как воздух, которым мы дышим. Что бы Крузо ни делал с этими благами, его действия не имеют последствий - ни в отношении его собственного будущего запаса этих благ, ни в отношении настоящего или будущего запаса этих благ для Пятницы (и наоборот). Таким образом, невозможно, чтобы между Крузо и Пятницей возник конфликт по поводу использования таких благ. Конфликт возможен только в том случае, если блага ограничены; и только тогда возникает необходимость формулировать правила, которые делают возможным упорядоченное, свободное от конфликтов социальное сотрудничество.

В райском саду существуют только два редких блага: физическое тело человека и место, которое оно занимает в пространстве. У Крузо и Пятницы по одному телу, и они могут находиться только в одном месте одновременно. Следовательно, даже в райском саду могут возникнуть конфликты между Крузо и Пятницей: они не могут одновременно занимать одно и то же место без физического столкновения друг с другом. Соответственно, даже в райском саду должны существовать правила упорядоченного социального поведения - правила, касающиеся правильного размещения и перемещения человеческих тел. За пределами райского сада, в мире всеобщей редкости, должны существовать правила, регулирующие использование не только личных тел, но и всего, что ограничено, чтобы исключить все возможные конфликты. Это и есть проблема социального порядка.




Решение: Идея частной собственности

В истории социально-политической мысли предлагалось множество решений проблемы социального порядка, и это множество взаимно несовместимых предложений способствовало распространённому убеждению, что поиск единого «правильного» решения бесполезен и иллюзорен. Однако правильное решение существует. Нет причин поддаваться моральному релятивизму. На самом деле, решение проблемы социального порядка известно уже сотни лет. Это решение - идея частной собственности.

Позвольте мне сначала сформулировать решение для особого случая, в виде райского сада, а затем для общего случая реального мира всеобщей редкости.

В райском саду решение предоставляется простым правилом, которое гласит, что каждый может размещать или перемещать своё тело туда, куда захочет, при условии, что никто другой уже не стоит там и не занимает это место.

За пределами райского сада, в мире всеобщей редкости, решение состоит в четырех логически взаимосвязанных правилах:


  1. Каждый человек является частным (исключительным) владельцем своего собственного физического тела. Действительно, кто, если не Крузо, должен быть владельцем тела Крузо? Пятница? Или Крузо и Пятница совместно? Однако это не помогло бы избежать конфликта. Напротив, это создало бы конфликт и сделало бы его постоянным.

  2. Каждый человек является частным владельцем всех природных благ, которые он первым осмыслил как ограниченные и использовал с помощью своего тела, до того, как это сделал кто-либо другой. Снова, кто ещё, если не первый пользователь, должен быть владельцем таких благ? Второй пользователь? Или первый и второй пользователь совместно? Такие решения, опять же, противоречат самой цели норм - помогать избегать конфликта, а не создавать его.

  3. Каждый человек, который с помощью своего тела и изначально присвоенных благ производит новые продукты, становится законным владельцем этих продуктов, при условии, что в процессе производства он не наносит физического ущерба имуществу, принадлежащему другому человеку.

  4. После того как благо было впервые присвоено или произведено, право собственности на него может быть приобретено только посредством добровольного, договорного перехода права собственности от предыдущего владельца к последующему.

Мне нет необходимости здесь подробно излагать этическое или экономическое обоснование этих правил. Это было сделано в других местах. Я сделаю только несколько замечаний по этому поводу.

Вопреки часто повторяемому утверждению, что институт частной собственности - это всего лишь условность, следует категорически заявить: условность служит определённой цели, и ей существует альтернатива. Например, латинский алфавит служит цели письменного общения, и существует альтернатива - кириллический алфавит. Именно поэтому это считается условностью.

Какова же цель норм, регулирующих действия? Если бы межличностных конфликтов не существовало - то есть, если бы, благодаря предустановленной гармонии всех интересов, никогда не возникала ситуация, в которой два или более человека хотели бы использовать одно и то же благо несовместимыми способами - то нормы были бы не нужны. Цель норм - помочь избежать конфликтов, которые в противном случае были бы неизбежны. Норма, которая порождает конфликт, а не помогает его избежать, противоречит самой цели норм. Это дисфункциональная норма или её извращение.

Что касается цели предотвращения конфликтов, институт частной собственности определённо не является просто условностью, потому что ему не существует альтернативы. Только частная (исключительная) собственность позволяет избежать всех неизбежных конфликтов. И только принцип присвоения собственности через акты первоначального присвоения, совершаемые конкретными людьми в определённое время и в определённом месте, позволяет избежать конфликта с самого начала существования человечества, потому что только первое присвоение какого-либо ранее неприсвоенного блага может быть свободным от конфликтов - просто потому, что, по определению, никто другой не имел ранее дел с этим благом...Читать далее...

Бесплатное мероприятие "7 дней возможностей в криптовалютах" на EWI

Теперь настольную книгу волновиков "Волновой принцип Эллиотта" можно найти в бесплатном доступе здесь

И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и YouTube-канал

АЭШ, коллективизм, государство, экономика, право, самопринадлежность, Ротбард, консерватизм, индивидуализм, экономическая теория, Хоппе, право собственности, либерализм, анархо-капитализм, Австрийская экономическая школа, Мизес, либертарианство

Previous post Next post
Up