Экономика как универсальная наука

May 29, 2024 17:00


В дебатах о «деколонизации» часто утверждается, что каждая культура должна найти свой собственный путь к экономическому прогрессу. В этом контексте идея инклюзивной экономики заключается в том, что построение многообразного общества требует, чтобы экономика учитывала «властные отношения, угнетение, качественные изменения в социальных отношениях и... самое главное, роль колониализма и работорговли». Утверждается, что если не учитывать эти факторы, то экономика так и останется в «глубоко европоцентристском понимании экономических законов, которые, как считается, действуют универсальным образом во всем мире».




Это следует понимать в более широком контексте мультикультурализма и идеи о равенстве всех культур: «Главная предпосылка кредо мультикультурализма, в конце концов, заключается в том, что все культуры созданы равными. Судить о других культурах по западным стандартам - непростительно этноцентрично». Из этого мультикультуралисты делают вывод, что все цивилизации равны, и никакие экономические принципы не лучше других. Например, экономисты по вопросам развития, такие как Питер Бауэр, которые защищают частную собственность и утверждают, что определенные культурные установки препятствуют экономическому прогрессу, говорят, что у них нет уроков, применимых к третьему миру.

Предполагая, что экономические принципы варьируются от одной культуры к другой, мультикультуралисты отвергают идею универсальности экономических принципов. В книге «Человеческое действие» Людвиг фон Мизес утверждает, что экономику следует понимать как «часть, хотя и наиболее разработанную часть, более универсальной науки, праксеологии». Мизес утверждает, что все люди руководствуются одними и теми же человеческими мотивами, а именно «успешно бороться за выживание и использовать разум как главное оружие в этих усилиях». Он приводит пример борьбы с болезнями и страданиями: культуры, не имеющие достижений западной медицины, не станут «отказываться от помощи европейского врача, потому что их менталитет или мировоззрение заставляют их верить, что лучше страдать, чем быть избавленным от боли». Если люди не достигают своих целей - в данном примере, когда им не хватает достижений в медицине, - эта неудача не означает, что у них иные мотивы, чем у тех, кто добивается таких достижений, а просто указывает на то, что им не удалось достичь важных целей, к которым они стремятся. Поэтому Мизес рассматривает праксеологию как «общую теорию человеческого действия», а не как узко применимую к определенным культурам в конкретных исторических и культурных условиях.

Как отмечает Дэвид Гордон в книге «Герменевтика против австрийской экономики», такое понимание экономики как набора общих универсально применимых принципов не ограничивается австрийской экономикой: «Но австрийцы, конечно, не единственные экономисты, которые верят во внешний мир: неоклассики, как бы свободно они ни допускали нереалистичные гипотезы, не сомневаются, что за пределами их уравнений существует реальный мир, по которому они предлагают измерять предсказания, вытекающие из их версии экономической теории».

Ошибки полилогизма...Читать далее...

БЕСПЛАТНЫЙ ускоренный курс «Волны Эллиотта»

«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли акции переоценены?» - Получите уникальные ответы бесплатно в интервью основателя EWI Роберта Пректера Rich Dad Radio Show

Бесплатное практическое "руководство по выживанию инвестора в золото"
Теперь настольную книгу волновиков "Волновой принцип Эллиотта" можно найти в бесплатном доступе здесь (если хотите помочь проекту, можете просто зарегистрироваться по ссылке)

И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и YouTube-канал

11-страничный отчет, который познакомит вас с базовыми волновыми моделями Эллиотта и покажет, как определять ключевые рыночные тенденции

полилогизм, экономическая теория, логика, Людвиг фон Мизес, математика, экономика, феминизм, Мизес

Previous post Next post
Up