Существуют ли объективно интересы общества (ответ Веллера)

Aug 02, 2016 18:54


В своей статье "Каким должно быть государство" профессор Хохотаев писал в частности, что никаких интересов общества не существует. Я, хоть с ним в этом категорически согласен, решил на всякий случай проверить, вдруг кто-нибудь таки предложит объективный критерий, что в интересах общества, а что нет, и решил позадавать соответствующие вопросы различным медийным персонам на эту тему. Первым мне ответил писатель Михаил Веллер:
"Вот еще один вопрос: «Вы часто говорите о пользе государства, об интересах общества. С государством - понятно, а вот, что такое интересы общества, как их можно объективно определить?» Ну, довольно просто. В интересах общества, например, чтобы враги на него не нападали. Для этого общество должно из своих рядов выделить какое-то количество воинов, чтобы эти воины его - общество - охраняли от врагов.
И вот такой воин стоит на страже общества, ибо им всем - и старикам и старухам, и младенцам, и подросткам, и мужчинам, и женщинам - им потребно рожать и воспитывать детей, возделывать землю, продолжать род и так далее. Но тот, который стоит в дозоре - знаете, он, вообще-то, хочет свалить, потому что, кажется врагов много, сейчас он вступит в схватку и, скорее всего, они его убьют. Ну, они его убьют. А это, может, инстинкт индивидуального самосохранения повелевает ему бежать, но инстинкт социального - то же самое общественного - повелевает ему драться. Потому что, если сбежит он, другой, третий - истребят все общество и не будет вообще ничего будет. И у тебя не будет, и у детей… и род не продлиться, ни членом общества не будешь. Вот это вот в интересах общества.
В интересах общества, чтобы все были сыты, чтобы никто не получал зарплат в 9, а хоть и в 19 тысяч рублей, на каковые сегодня на 9 прожить просто невозможно, а на 19 - это все-таки слезы. В то время, как у других проблемы - это дача в три этажа или в три с половиной? Дача называется: этакий дворец! Это несправедливое совершенно разделение общественного богатства. Всегда есть бедные и богатые, всегда есть слабые и сильные, умные и глупые. Да, но разрыв имеет некие пределы совершенно разумные все-таки. И поэтому разрыв не может быть тысячекратным. Нельзя, когда один подыхает с голоду, а другой думает, куда швырять деньги. Вот в интересах общества устроить все так, чтобы никто не голодал как минимум, если денег в обществе в общем и среднем - средняя температура по больнице - вполне даже хватает.
А то, что происходит сейчас не только у нас, а везде, это, понимаете ли, другой какой-то подход. Например, вот в интересах того же германского общества или не в интересах, когда несколько мужчин мускулистых, бородатых, как полагается, вбегают, оттолкнув какого-то мелкого охранника, старичка в курочки в бассейн, где нудисты - а их было это время, и все они там вместе купаются в натуральном виде - и кричат, что «мы вас всех еще вырежем перед лицом Аллаха» и так далее. Плюются угрожают. Вызывают полицию. Приезжает полиция и что же делает? Проверяет у них документы и отпускает. Это означает, что в следующий раз они сделают еще что-нибудь интересное. Понимаете, какая история…
В интересах общества, чтобы этих людей в этой стране больше не было. Этого уже достаточно. То, что они сделали, это угроза, в принципе, чреватая причинением вреда здоровью как минимум, не говоря, что убийством. Вышвырнуть вон, и чтобы ничем подобным не пахло - вот это было бы в интересах общества."
Как видите, никаких объективных критериев, чтобы определить, что в интересах общества, а что нет, в ответе не содержится. Только его субъективное толкование интересов общества или различные примеры. Единственно, что более-менее объективно - это защита индивида от агрессивного насилия и прекращение навязывания людям соседство с его источниками, в частности мигрантами из мусульманских регионов. Ведь вряд ли вы найдёте индивида, желающего стать объектом агрессивного насилия. Остальное глубоко субъективно, да ещё и может произвольно трактоваться.
Так что прав пока профессор Хохотаев. "Действуют только индивиды. Никакое действие коллектива невозможно описать, минуя индивида. Если у вас есть в этом сомнения, можете попробовать. Это означает, что никаких интересов общества не существует. Если политики обосновывают ими свои действия, они вас обманывают, выдавая за них собственные интересы. Именно для этого и было придумано и всячески продвигается в массы представление об обществе или государстве, как некой гомогенной массе, коллективной личности. Поэтому чиновники часто нарушают свободу индивида от имени общества."

личность, Веллер, свобода, интересы общества, государство, рюхизм, общество, индивид

Previous post Next post
Up