Добрый вечер...
сегодня решил почитать некий интересный документ и сравнить так сказать, с отечественными реалиями
Американские источники порой удивляют свой открытостью в деле информирования "широких масс" о процессах в такой критически важной и секретной области, как ВПК.
Наверное, стоит порадоваться за американских налогоплательщиков, что до них доносят сколько, как много и на какие расходы потрачено долларов, если бы не одно НО.
Никто не будет спрашивать у рядового американского обывателя, разрабатывать ли далее дорогостоящие системы вооружений, выделяя очередной многомиллиардный транш или закрыть программу =)
Фото: (с) Master Sgt. Jeremy T. Lock/U.S. Air Force
О чем это я? Да о самой дорогостоящей программе вооружений в истории США - создании единого ударного истребителя Joint Strike Fighter, который уже называют "истребителем стоимостью в триллион" (как бы намекая на общую стоимость программы, которая давно перевалила за триллион долларов США).
Средняя цена самолета, по оценкам, перевалила за 137млн. долл США, а с общими расходами на программу 395,7 млн.долл США (!!!) на 1 один самолет.
Далее по ссылке желающие найдут свежий отчет GAO о этапах разработки программы за 2012 год и планах на будущее
http://www.gao.gov/assets/660/652948.pdf Если кратко резюмировать, программа медленно, но упорно вылезает наверх, избавляясь от детских болезней, имея длительные задержки в циклах испытаний и сдвиг массового производства новейших истребителей уже на 2019 год. На 2012 год произведено 63 самолета для демонстраций технологий, испытаний, обучения летного состава. Из них 58 самолетов получило МО США, а 5 машин изготовлены в рамках международных договоренностей и по сути являются демонстрацией технологий (служат для оценки как летным составом ВВС партнеров программы, так вещественным доказательством для государственных структур этих стран, что их деньги в программе потрачены не "на воздух", извините за каламбур)
Судя по документам, самолет в полной интеграцией вооружения в рамках программы обновления ПО (для датчиков БРЭО, СУВ, РЭБ и т.д) будет готов не ранее 2018 года. Причем имеенно этот этап комплексной интеграции (Block 3.0 в американской терминологии) считается специалистами GAO и независимыми авиационными экспертами наиболее рискованным.
Поэтому можно с уверенностью говорить, что чуда не произойдет, и союзники США получат в 2017-2018 годах фактически самолеты - "школьные парты" для пилотов ВВС стран-участников программы (первыми на очереди Великобритания, Норвегия, Канада и Израиль). Логично, что ВПК США не могут предоставить союзникам законченный, боеготовый самолет в нужных объемах раньше, чем его получат собственные ВВС, ВМС и КМП США (что случится не ранее 2018-2019гг).
Такая ситуация далеко не обрадовало некоторых союзников США, таких как например Япония, которые заявили, что подождут с заказом истребителей F-35 из-за рисков программы и длительных задержек. Ранее свои аппетиты в отношении самых современных истребителей планеты умерили основные партнеры программы JSF - Великобритания, Италия и Нидерланды, страны далеко не бедные в финансовом плане. С другой стороны, планы Норвегии, Сингапура, а также Южной Кореи на обновление парка истребителей дают компании Lockheed Martin определенные надежды, что выпадающие доходы от запланированного производства и экспорта F-35 покроют новые заказчики, готовые тратить деньги на высокотехнологичные самолеты.
Кстати, почему-то мало кто указывает на такой ньюанс, что F-35 разрабатывался и продолжает развиваться как самолет в концепции "сетецентрической войны", которые должен действовать в глобальном информационном поле, взаимодействуя со средствами космической, авиационной, наземной разведки и боевыми соединениями в режиме "реального времени", для чего требуются еще большие инвестиции и наличие всей глобальной военной инфраструктуры (спутников, каналов связи, датацентров, средств разведки, специалистов).
В этом аспекте толпы военных экспертов и поклонников программы забывают, что таким потенциалом обладают только США, и разные страны-союзники, покупая новейший самолет, попадают в неизбежную ловушку. США крайне негативно относятся к возможному экспорту новейших технологий даже ближайшим союзникам (например Великобритании и Израилю), из чего следует что они получат хотя и современный, но достаточно посредственный самолет как по ударным, так и по летно-техническим характеристикам который будет переоценен как в деньгах, так и функционале. Что будут делать с высокотехнологичным "утюгом" такие страны как Турция, Норвегия, Сингапур или Южная Корея, остается только догадываться.
Уфф. Вернемся к нашим баранам. На фоне открытости программы JSF/F-35 интересно зеркально наблюдать, как развивается отечественный проект истребителя 5-го поколения ПАК ФА и его международное направление -
проект разработки ударного истребителя FGFA. Здесь мы наблюдаем минимум информации для прессы и потенциальных заказчиков со стороны ОАК, повышенный уровень секретности, туманную ситуацию с двигательной установкой, странные сжатые сроки программы летных и войсковых испытаний, что для машины такого класса и новизны, вызывают как минимум, удивление.
Но мы верим в наших авиационных гениев и следим за развитием =) Ведь еще 3 года назад каждый второй "эксперд" утверждал, что "он летать не сможет" и "все деньги распилили" ПЖиВ!
До новых встреч на страницах журнала.