/Travel-blog mode on/
Когда-то давным-давно, возвращаясь переполненной электричкой из Нойшванштайна, я обратил внимание своей тогда_ещё_не_жены на англоязычную книжку-путеводитель, которую читал сидящий перед нами турист азиатской внешности (в те времена про сонмища китайцев ещё никто не слышал, поэтому я думаю, что это был кореец). Книжка та называлась "Как осмотреть Европу за неделю" и, поскольку поезд ехал долго, у нас с женой был повод обсудить такой оксюморон. В самом деле, Европа мало того, что достаточно большая, она просто неприлично разнообразная, и вот это "...за неделю" выглядело и обидным, и поверхностным, и глупым etc. Мы, конечно, не можем себе позволить ездить в Европу на weekend ежемесячно, но когда изыскиваем возможность - стараемся держать глаза открытыми, оглядываться по сторонам и не бежать сломя голову.
Да, к чему это? Мы тут на три дня слетали "Победой" через Пизу во Флоренцию, где я наиболее ярко за последнее время увидел то самое состояние галопом_по_Европам, когда толпы людей выглядят, как несущиеся к финишу лошади в шорах.
0. Вступление. Единственное время, когда центр Флоренции пуст от толп - это раннее утро. Единственный звук, который нарушает волшебную предрождественскую тишину на площади перед флорентийским собором Санта-Мария-деи-Фиоре в шесть часов утра - это звук работающих насосов машин-говновозов.
1. Действие первое. Бегом по Уффици
Как все знают, музей Уффици во Флоренции - это как раз тот музей, в котором на практических примерах, в порядке хронологии показано, как достаточно примитивное европейское изобразительное искусство в XV веке вдруг превращается в чудо Возрождения. Экспозиция музея расположена на 3-м и 2-м этажах здоровенного П-образного здания (180 метров - одна вертикальная палочка от П). Третий этаж, с которого начинается экспозиция, имеет классически офисный вид: длинный и широкий коридор, где вбок открываются двери в экспозиционные залы.
Так вот - основная проблема в этом коридоре - не попасть под китайскую группу, которая практически бегом, никуда не сворачивая, перемещается из зала Ботичелли, допустим, к залу Леонардо или Микеланджело.
В каждом из этих залов каждый китаец должен, смущенно улыбаясь, сфотографироваться с одной, много с двумя картинами, причём стоя примерно с ней в обнимку. Пока все тридцать человек получат своё фото, подойдёт следующая группа, и так, судя по всему, весь день. Поскольку процедура эта длительная, то ни на что больше их не хватает.
Вот и бегут китайские группы по Уффици, чтобы успеть в три упомянутых зала, и, игнорируя этаж ниже (там, где Тициан и Караваджо), пробежать половину галереи за сорок минут, ещё через десять минут быть на Понте Веккьо, ещё через десять - на площади Синьории с копией Давида (про оригинал дальше), через два часа в Пизе поддерживать ладошкой местную башню, после обеда - Сиена с её площадью, потом переезд в Милан, Рим или Венецию. Бегом-бегом-бегом, Европа за неделю.
Не начинал бы я писать об этом, но до сих пор стоит перед глазами: несколько молодых людей из одной пробегавшей мимо группы остановились перед открытой дверью в зал с картинами и разрываются перед необходимостью бежать дальше вместе со всеми и желанием войти и посмотреть. Побежали дальше, конечно.
2. Действие второе. Одинокий Давид.
Римский папа Юлий II очень хотел иметь самую пышную из всех живших гробницу. Достаточно сказать, что одних мраморных статуй работы знаменитых мастеров планировалось изготовить около сорока штук. В 1505 году папа вызвал к себе Микеландлжело и поручил начать работу над всей этой мраморной толпой, но договориться они не смогли, и Микеланджело, обиженный, уехал. Через восемь лет, когда папа умер, его наследники вернулись к этому разговору, и снова договорились с мастером, но на более скромную гробницу и более скромные деньги (действительно, зачем тратить наследство на такую ерунду?). В последующие годы к этому разговору стороны возвращались ещё несколько раз, каждый раз всё существенней урезая бюджет. В какой-то момент Микеланджело уже начал работу над статуями для этого проекта, но потом наследники отказались и от уже изготовленного. Две полностью готовые статуи в конце концов оказались в Лувре, а четыре незаконченные стояли до начала XX века в садах Боболи, пока их не перенесли во флорентийскую Галерею Академии, вместе со знаменитым Давидом.
Собственно на Давида, отстояв большую очередь, в Галерею Академии все и идут, и здесь мы можем наблюдать немного другую вариацию того, что происходит с китайскими группами в Уффици. По Галерее люди идут целенаправленно, не отвлекаясь по сторонам, не обращая внимание на другие экспонаты. Поэтому возле Давида стоит огромная плотная толпа, а другие вещи, в том числе работы того же самого Микеланджело, находящиеся тут же, в том же самом помещении, рядом, в 3-4 метрах, не привлекают внимания 90% пришедших людей. Повернуть голову, чтобы увидеть еще четыре работы того же автора, на которого ты прилетел смотреть через океан? Нет, лучше запилить ещё одно селфи "я под жопой Давида". Не буду изображать из себя знатока и ценителя, я сам про эти работы и их историю ничего не знал, пока не оказался здесь, но я хотя бы оглянулся по сторонам, и прочёл поясняющие таблички.
3. Действие третье. Страсть к халяве и очередям.
Халява в крови не только у русских, нет. Единственное туристское место, в которое можно бесплатно попасть в окрестностях флорентийского собора Санта-Мария-Фиоре - это собственно сам собор. А поскольку туристов очень много, и плотность их велика - то всю толпу сразу в собор не пускают, а из желающих приобщиться к прекрасному без оплаты формируют медленно ползущую очередь. Говорят, в сезон люди стоят по 3-4 часа. Фото ниже не моё.
Тем обиднее оказывается зашедшим внутрь обнаружить, что прекрасный собор, который можно рассматривать и фотографировать снаружи часами - внутри довольно бедно украшен, тёмен, и его главная достопримечательность - роспись купола, с пятидесяти метров более-менее видна только в телеобъектив. Потому и пускают бесплатно ;-)
При этом, если вам так уж хочется зайти именно в собор, то в десяти минутах ходьбы и Санта-Мария-Новелла с фресками Джотто и Вазари, и Сан-Лоренцо с капеллой Медичи, и Санта-Кроче с гробницами Микеланджело, Данте (пустая), Галилея и Макиавелли.
4. Заключение. Собственно, про Победу.
Первым более-менее серьёзным российским лоу-костером авиакомпанией "Победа" нас пугают уже пять лет, со дня её основания. И аэропорты, куда она летает, находятся в чистом поле в сотнях километрах от цивилизации, и провезти ничего крупнее расчёски нельзя, и за любую ошибку в документах расстреливают прямо у трапа, и в экипажи набирают садистов и психопатов. Поэтому мы, не скрою, с большими опасениями относились к этому перелёту. Как оказалось, напрасно.
Аэропорт в Пизе находится через дорогу от первых городских домов; за двадцать минут от него можно не торопясь дойти пешком с чемоданами до вокзала, откуда можно уехать куда угодно (мы уехали во Флоренцию); за сорок минут прогулочным шагом - до самого Поля Чудес с падающей башней. Не знаю, где аэропорт ближе к городу, из мест, где я был, возможно в Римини. Единственная проблема в аэропорту - незначительное количество пограничных постов и постов контроля безопасности. При особом невезении и там и там можно простоять по паре часов.
На фото ниже как раз Пиза из окна самолёта на обратном пути: аэропорт у левого края кадра, чуть ниже середины, вокзал чуть правее и выше, Поле Чудес с белыми пятнышками собора, баптистерия и башни - через реку еще правее и выше, ровно на середине кадра. Пиза маленькая, да.
Про "провезти": единственное неудобство - это абсолютная невозможность взять 10-килограммовую ручную кладь в салон (зато это здорово ускоряет загрузку/выгрузку). Что же касается самого багажа, то опция "багаж+выбор места туда/обратно" стоит около 2000руб. Не хотите платить эти деньги - будьте способны уместить все вещи в небольшой рюкзачок и готовы пережить, что ваши с попутчиками места будут в разных концах самолёта. Да, действительно, некоторые пытаются пронести в самолёт гораздо бОльшие, чем разрешено, сумки, у кого-то даже получается. Те, у кого не получается - скандалят. Но общий смысл такой - есть ясные, заранее установленные правила, не нарушите - не получите проблем.
С документами: говорят, были извращения с требованиями самостоятельной распечатки посадочных талонов. Говорят, в базовом аэропорту Внуково собираются к этой практике вернуться. Но в иностранных аэропортах, где это и доставляет проблему, распечатывать посадочный и не просят, достаточно pdf-файла на экране телефона.
Самолёты новые, стюардессы вежливые, расписание соблюдают, а что не кормят и телетрапами не пользуются (для ускорения процесса даже автобусы для пассажиров из передних и задних рядов разные), так зато цена на 60-100%% ниже, чем в классических авиакомпаниях. Аэропорт Внуково мне вообще показался гораздо менее загруженным, чем старшие товарищи, и добираться мне до дома не то чтобы быстрее, но спокойнее: десять минут от аэропорта до метро моей ветки и пробки дальше не страшны.
/Travel-blog mode off/