Jan 19, 2013 11:31
Что бы мы ни делали, мы участвуем в системе. Работаем ли на нее, боремся ли с ней - совершенно без разницы. Так или иначе, льем воду на ее мельницу. Безысходное круговращение. Почему? Да потому, что участвуем в навязанной ею рациональности, в ее пользовательском интерфейсе.
Гиблая топь обусловленности. Дурная бесконечность барахтанья в вонючей жижице.
Бессмысленно бороться против системы, которая сама инициирует борьбу против себя, которая сама управляет попытками своего уничтожения. И успешно оборачивает вспять любое враждебное усилие: борьбу на борьбу, уничтожение на уничтожение.
Симуляция побеждает реальность. Мираж скрадывает действительность. Потуги оказываются тщетны.
Героический пшик.
Выход возможен только в отказе от этой рациональной модели. У государства есть два могучих врага: сверхрациональность (прагматический средний класс) и иррациональность (визионеры и духовидцы). Нивелировать избыточную важность государственности, обесценить ее спекулятивное значение способны только индивидуализм и трансцендентность, Личность и Абсолют.
Движение вверх по иерархической спирали силы, навстречу нисходящей властной воли.
Метод освобождения именно таков, иной невозможен.
Как пример... Помните все эти драматические истории с тоталитарными сектами? Много читал по проблеме, много размышлял, и вот какая мысль поразила меня в то время... Боятся сектантства государевы люди, опасается само государство. Это было очень заметно: бравые прокуроры, судья, милиционеры столкнулись внезапно с неведомой темной силой и покрылись мелкими мурашками, охолодели душой. Суеверный мандраж напал на суровых охранителей. Дело даже не в безусловной криминальности (она как раз на руку режиму) сект, а в неком структурном диссонансе. Непонятно как бороться с параллельно выстраиваемой иерархией. Все равно, что пытаться голыми руками схватить и вытащить за острие клинок, прочно завязший в дубовой колоде (рукоять недосягаема).
Заметьте, однако, все секты прекратили свое существование сугубо по внутренним причинам (потеря паствы вследствие дрязг за власть и доходы среди руководства и пр.). Государство (ФСБ рука об руку с РПЦ) лишь зачищало остатки.
Почему так было? Сектанты ушли в недосягаемые уровни смысла, туда, где бюрократия и чиновничество ничего не значат, поскольку их там попросту нет, как нет уж и самого государства. Ушли из идеи фикс государственности (вот в чем соль). Выползли тишком-молчком из-под покосившегося громоздкого шкафа государственности и начали куда-то вверх карабкаться, нагло и безнадзорно. Непорядочек.
Ушли в фантазмы, ушли в шаманство, ушли в автохтонные глубины бессознательного. Государство совершенно бессильно, когда на него просто-напросто не обращают внимания. Государство рушится, когда оно - ноль.
Внимание - процесс поглощения субъекта объектом. Внимание - процесс отдачи умственной энергии. Нами может управлять только то, на что мы постоянно обращаем внимание. "Бездна притягивает заглядывающего в нее".
Возникла новая инстанция подчинения. Возникло соперничество ценностных вертикалей. Властная вертикаль опирается на плоскость горизонта (население, ресурсы и инфраструктура) и пользуется ей.
Чем меньше в системе пользования горизонтальной плоскости (и больше вертикальной), тем меньшей устойчивостью обладает структура подчинения и подавления, тем все более и более сужается операционное поле государственности.
Выход из-под подчинения возможен только в движении вверх по вертикальной плоскости, т.е. в приобщении к иерархии силы. Уже вопрос вторичный, какова природа этой иерархии... Капитал ли, знания и умения ли, а может быть, вера и святость.
Любая вертикаль обладает оружием. Тем более сакральность. Даже имитация сакральности может быть смертельно опасна.
Начали люди строить лестницу (пусть шаткую-валкую, но лестницу) в небо, и властная вертикаль зашаталась.
Если государству технически сложно совладать даже с профаническими и преступными структурами, так что уж там говорить про структуры, находящиеся на уровне более высокого порядка...
Настоящая вера целиком и полностью поглощена вопросами жизни и смерти, что ей навозный жук государство. Мелочь мельтешащая, средоточие суеты. Чувствует государство угрозу своей обесцененности, и поэтому со страхом приглядывает за делами веры, стремясь к контролю и управлению.
Уподобить, заземлить, растлить, оковать...
Старается государство соблюсти монополию высоты. Но, по сути, государственная власть лишь создает (да и то не очень умело) видимость вертикали. На самом деле она есть плотное напластование вещей ничтожных и низменных.
Гора праха. Силосная куча.
Тем и опасно соперничество в иерархии: а вдруг кто-то действительно окажется выше?
Возвращаясь к терминам и понятиям Бодрийяра, можно вслед за ним утверждать, что власть только потому могущественна, что осуществляет акт дарения, в котором и заключается превосходство. Процесс дарения всегда происходит сверху вниз. Даритель выше одариваемого. Вот причина вознесения государства над населением. Сначала дается милостивое позволение жить (повеление не умирать), затем предоставляется защита и помощь. Щит и корыто. Охранительный собес. Мудрый русский язык сохранил много примеров этого явления (слова "получка", "дача" и др.). Слово "жалование" одно чего стоит...
Право брать государство получает лишь потому, что население не может или/и не хочет вернуть назад полученные "блага". Чем больше задолженности, тем больше взыскания. Чем больше принято, тем больше отдано. Чем больше отдано, тем больше нужды, т.е. потребности в одаривании. Бесконечный цикл. Голод рабов кормит господ. Рабы приучены лакать из низкой миски.
Миска с похлебкой - лучшее средство контроля.
Власть не только не заинтересована в окончании страдания, но и всячески его увеличивает, стимулируя трагедию. Чем глубже яма, тем больше награда для "спасателя". Беда есть промысел государства.
Здесь также есть интересный момент: власть, как и любой монополист, осуществляет обмен с колоссальной выгодой: мало за много и плохое за хорошее. За посредственный товар государственности берется полновесное золото свободы.
Вырваться из долгового ярма возможно лишь вернув назад дары защиты и помощи. Для чего необходима защита и помощь? Для жизни. Средства существования оборачиваются инструментами контроля и управления. Защита и помощь вытесняют смерть. Дарующий жизнь управляет ею. Вернуть себе право на собственную жизнью можно лишь вернув себе право на собственную смерть.
Право на жизнь равно праву на смерть.
Смерть - трата жизни. Только владелец сокровища волен тратить его безнадзорно и безнаказанно. Каждый свободно тратящий жизнь свою - единственный хозяин ее. Выменять у досель свободного индивидуума его право на трату собственной жизни за лживые посулы помощи и защиты - вот цель власти.
Власть образуется в процессе дарения, навязанного дарения. Поэтому власть так угрюмо исподлобья взирает на независимые источники даров и благодеяний. Иной даритель - иное господство. Будь это Бог, Мамона-капитал или Информация. Поэтому так ненасытно алчет государство поглотить Бога, Капитал и Информацию. Власть хочет тратить чужие жизни и поэтому забирает чужие смерти. Смерть есть жизнь жизни, процесс ее расходования, выход силы.
Господство - менеджмент истощения.