Реформирование высшего образования в России сегодня - необходимая мера, и это понимают все, в первую очередь студенты и профессорско-преподавательский состав.
Лучшему университету страны, коим, по общему мнению, является МГУ, находиться на 116-м месте в мировом рейтинге вузов - как минимум неприлично. Конечно, можно долго рассуждать по поводу того, кто и как эти рейтинги формирует, но факт остается фактом, мы отстаем. И если сегодня не наладить более эффективную работу высшей школы, то продолжится штамповка разномастных специалистов, бакалавров и магистров, которые, получив диплом, не становятся ни разу высококвалифицированными кадрами, или не особо видят себя в профессии, которой обучались.
Министерство образования и науки Российской Федерации под руководством молодого министра Дмитрия Викторовича Ливанова, безусловно, вступило на правильный путь и начало нужную трудоемкую работу.
Но в этой работе почему-то не нашлось места ни для продуманной информационно-разъяснительной кампании, ни для нормально организованного общественного обсуждения.
По этой причине мы уже получили митинг студентов в Тамбове, которые выступили против присоединения Тамбовского государственного технического университета к Тамбовскому госуниверситету имени Державина. Также идет активное распространение слухов посредством соцсетей и «сарафанного радио» о том, что вузы, отмеченные красным цветом, в документе Минобрнауки, именующемся «Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования», будут ликвидированы…
Это все очень похоже на то, как распускались слухи о том, что школьное образование будет платным. На этой теме в свое время очень лихо пиарились оппозиционеры перед выборами в Госдуму. А сегодня мы наступаем на те же грабли, причем во все той же сфере образования. Здесь, если и впредь действовать также неосторожно, не разговаривать с людьми, не объяснять им, что происходит и для чего все делается, можно спровоцировать не только популистскую шумиху в среде оппозиционеров, но и вызвать тем самым выход на улицы и преподавателей, и студентов, и их родителей, чего нельзя допустить.
Министр Ливанов на этой неделе выступил и на заседании Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия», и в Государственной Думе в рамках «правительственного часа». Дмитрий Викторович, выступая как перед партийцами, так и перед депутатами, заверил, что все студенты, которые сейчас получают образование, получат диплом по той специальности, которую они выбрали при поступлении.
Основной вопрос к министру касался, конечно, пресловутых пяти главных критериев, по которым, собственно, и заносятся учебные заведения в «красные» и «зеленые зоны». Правильно сказал Александр Евсеевич Хинштейн, что по данным критериям эффективным будет вуз, в котором учится 1 гражданин Узбекистана. Несомненно, эти критерии необходимо прорабатывать и соотносить в том числе с международными, чтобы наши вузы все-таки были представлены в сотне лучших.
Click to view
В нашумевшем мониторинге отражена информация по 502 государственным вузам и 930 филиалам. В результаты мониторинга не включили данные по вузам, например, силовых ведомств. Почему? Думаю, что многие из них готовы пройти по подобным критериям. Например, я обучался в Академии управления и права ФСИН России. Данная академия готовит и гражданских специалистов на внебюджетной основе, и площадь немаленькая, также в ней проходят обучение представители других государств. Думаю, что данные о подобных вузах также необходимо обнародовать.
И еще одна, как я считаю, справедливая претензия к министру: мониторинг не затронул коммерческие учебные заведения. И если в итоге и не затронет, это будет им только на руку, ведь спрос на их дипломы вырастет, например, потому, что филиалы неэффективных госвузов возможно обяжут отказаться от набора первокурсников, они только будут доучивать уже набранных студентов старших курсов. А значит, первокурсников наберут различные «шараги»…
Министерство образования и науки должно не пугать общество своими списками неэффективных учебных заведений, а должно хотя бы сейчас начать широкое общественное обсуждение реформы. Представителям Минобрнауки сейчас необходимо как можно чаще выступать на центральном ТВ, выходить в Сеть, на общественные площадки, дабы разъяснять все свои шаги. Надо тщательно проработать ситуацию в каждом вузе не после того, как его покрасили в «хороший» или «плохой» цвета, а до того, не дожидаясь возможных всплесков волнений.
Реформа не должна очернять репутацию учебных заведений, их студентов и выпускников, она должна вывести высшее образование в России на новый уровень.