May 08, 2015 20:44

Феноменологически содержанием сознания являются феномены, и если самоидентифицироваться с сознанием, то можно утверждать, что всё, вся феноменальная тотальность - есть сознание (или его проявление) - без разделения на феноменальное "я" и феноменальное "другое", т.к. и первое и второе - суть содержание сознания.

Т.е. все воспринимаемые объекты (феномены) являются неотъемлемым выражением субъекта как сознания (иначе говоря: субъект и объект всегда выступают вместе, всегда друг для друга, никогда не в отрыве друг от друга). Т.е. получается: "Всё есть Я".

С другой стороны, если мы в поисках субъекта займемся феноменологической редукцией по принципу "моё - не есть Я", то обнаружим, что субъект в физическом мире оказывается необнаружим. Т.е. "Я не есть что-либо". У субъекта не может быть объективных качеств.

Мы обнаружим наблюдающего, наблюдение и наблюдаемое как феномены, которые воспринимает сознание как объекты субъекта (т.е. все три будут частями картины, "частями пейзажа"). Но всегда вне картины необходимо должен подразумеваться наблюдающий, который наблюдает картину, в нашем случае феноменальных наблюдающего, наблюдение и наблюдаемое. И он оказывается недостижим, т.к. вне физического мира, т.е. метафизичен и неопределим.
Previous post Next post
Up